30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Взяв гармонь, ушёл в войну…

17.12.2020
В далеком 1941 году семья Широченковых из Юхновского района приютила летчика-истребителя. Встретиться с героем после войны всю жизнь мечтал прадед беляевской школьницы Варвары ХРАМЧЕНКОВОЙ. В этой публикации девушка рассказывает, какие сведения ей удалось найти о том далеком ночном госте.

Из семейного архива

Мои прапрабабушка и прапрадедушка Анастасия Даниловна и Федор Терентьевич Широченковы приехали в эти края в 1914 году, поселившись в деревне Никитино. В семье росли трое сыновей, среди них – мой прадед Александр Федорович. Работа его родителей была связана с деревней Беляево, со временем они туда и перебрались.

Саша Широченков окончил школу незадолго до войны. Летом 1941-го пареньку исполнилось 16 лет, но продолжить обучение было не суждено. Началась война. Уже в октябре немцы пришли в наши края.

Звали лётчика Иваном

– Однажды ночью в дом постучали. На пороге стоял советский летчик, – пересказывает воспоминания отца дочь моего прадеда Валентина.

– Немцы подбили его самолет, но он смог сесть на болоте. И его самого теперь искали немцы. Широченковы переодели летчика в гражданскую одежду. Александру было велено закопать форму, оружие и планшет с документами за домом, на краю леса. Гостя накормили, указали дорогу и даже дали с собой гармошку сына, чтобы сошел за местного деревенского. Уходя, военный обещал, если будет жив, вернуться за документами. Но не вернулся...

Прадедушка спустя годы пытался найти закопанное, но не смог. Очень переживал, что не спросил у летчика фамилию. Знал только, что звали его Иваном и был он из крестьян.

Местные жители даже помнят, куда упал сбитый самолет.

– В конце 70-х годов мы с другом обнаружили на Жидихинском пруду, что недалеко от Ново-Успенска, часть крыла самолета, – рассказал нам Валерий ЛЕВИЧЕВ.

И вот вместе с ним мы – шесть человек и я в их числе, отправляемся по Гжатскому тракту, чтобы найти место падения аппарата. Место нашли, но никаких признаков самолета не обнаружили. Две версии: либо он ушел на дно болота, либо был растащен на металл.

А что в интернете?

На сайте «Белые страницы истории» читаю про летчиков. В статье о Герое Советского Союза Иване Калабушкине нахожу такие строки: «… И спустя много лет Иван Николаевич отчетливо помнил серый осенний день 11 октября 1941 года.

– В тот день мое звено, – вспоминал Калабушкин, – вылетело в район Юхнова на штурм механизированной колонны врага. Преодолев плотную завесу зенитного огня, успешно сделали первый заход, второй. На земле уже яркими факелами горело несколько вражеских машин. Когда же пошли на третий, зенитный снаряд врага угодил в масляный бак. Масло забрызгало стекло фонаря. В любую минуту мог заклинить мотор. Пришлось выходить из атаки и искать площадку для посадки. Прыгать с парашютом было бессмысленно. Немцы расстреляли бы в воздухе. Тяну на восток. Мотор заглох. Решил садиться на «живот». Самолет снижался, почти задевая верхушки деревьев. Но вот впереди показалось болотце – единственное мало-мальски чистое место. Добрал ручку, и машина приземлилась на фюзеляж. От резкого торможения ударился головой о прицел и потерял сознание. Когда очнулся, услышал треск немецких мотоциклов. Меня искали. Быстро выбрался из кабины и спрятался в лесу».

Калабушкин пробирался к своим четверо суток. Товарищи считали летчика погибшим, а он пришел в гражданской потрепанной одежде. Оказалось, что во вражеском тылу крестьянская семья приютила его на ночь, а утром снарядила и проводила в дорогу.

Все совпало. Может быть, это и есть тот самый летчик, о встрече с которым мечтал мой прадед?

Герой Калабушкин

В начале весны 1942 года старшего лейтенанта Калабушкина за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях, удостоили звания Героя Советского Союза. К тому времени на его личном счету было восемь сбитых вражеских самолетов.

Я написала письмо на родину Калабушкина во Владимирскую область, в Демидовскую среднюю школу, где находится музей, в котором увековечена память о прославленном летчике. Жду ответа, чтобы узнать о нем больше. А на днях удалось найти фотоматериалы из аварийных актов 562-го истребительного авиаполка, в котором служил Иван Николаевич. Там есть изображение сбитого самолета Як-1, на котором летчик совершил вынужденную посадку.

Судьба прадеда

Во время оккупации немцы стали отбирать молодых и крепких парней и девушек на работы в Германию. Среди них оказался и мой прадед Александр. Он пробыл в чужой стране почти три года, но в родные края вернулся лишь через десять лет.

Прадедушка не любил вспоминать о тяготах рабства и просил не спрашивать о том времени. Все понимали: он пережил много горя. Когда в 90-е годы прошлого века немецкое правительство предложило компенсировать узникам пребывание в Германии, прадед наотрез отказался оформлять денежную помощь, сказав, что те унижения не стоят этих жалких марок. Он и родным запретил после его смерти оформлять компенсацию.

В 1945 году Александра освободили союзники-американцы и передали вместе с другими нашими людьми советским властям. Прадед надеялся, что вскоре окажется дома, но оказался в пересылочном лагере в Кировской области, потом был направлен валить лес. Там он встретил будущую жену Евдокию Мещанкину.

Александр Федорович работал усердно, ведь ему нужно было содержать семью. Его бригада вальщиков не сдавала передовых позиций. Были и достаток, и почет. Но все равно тянуло на родину. И в 1972 году семья переехала в его родное Беляево. Купили домишко, завели хозяйство. Работали в животноводстве. В семье было восемь детей. Всех поставили на ноги, дали образование.

Прадеда не стало в ноябре 1993 года. Он пережил три инфаркта, смерть жены, трагическую гибель сына Юрия. Большое количество людей пришло проститься с ним.

«Бессмертный полк»

Я горжусь своим прадедушкой. Каждый год иду с его портретом в колонне «Бессмертного полка». Несмотря на все лишения, он остался сильным, цельным человеком. Всю жизнь посвятил Родине и верил в ее идеалы. До последнего дня надеялся, что летчик-истребитель остался жив и их встреча обязательно состоится… Теперь они и вправду вместе – в одном бессмертном строю.

Фото из архива музея Беляевской школы.