5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Нужна ли Бэнкси мэрия?

15.12.2020
    Есть особые художники – уличные. Когда-то существовавшие в подполье, теперь они заняли свою нишу в массовом искусстве, рисуя то, что специалисты называют теги, граффити, муралы, постеры на различных поверхностях в общественном пространстве. За их творчеством следят, ждут появления новых работ и обсуждают их. Их работы дорого стоят.

   Несанкционированные рисунки

    Имен райтеров можно называть много, но одно из главных до сих пор, пожалуй, Бэнкси, чья личность никому не известна. Зато небольшие настенные картинки знакомы многим.

    Мне трудно представить, что Бэнкси разговаривает с мэром, например, английского Бристоля или директором управляющей компании по поводу того, что его работы недостаточно хорошо сохраняются или замазываются при ремонте зданий. Во всяком случае, он вряд ли пытается словить хайп на каких-то таких подобных случаях, когда они происходят. Я даже думаю, что он не сильно расстраивается, если его картины закрашивают или портят, потому что для настоящего творца важен сам акт появления произведения, а не то, сколько оно вообще просуществует. На то оно и актуальное искусство, что живет в настоящем времени. Для стрит-арта это важно еще и потому, что очень часто появление подобных работ никем не санкционировано.

    С недавних пор уличные художники стали громко заявлять о себе в России. Далеко за пределами Екатеринбурга, например, известен фестиваль «Стенограффия», собирающий мастеров этого направления. А в Калуге, например, молодая художница Виктория Вейсбрут не так давно предложила украсить стену одного из зданий на въезде в город муралом с постмодернистским изображением Гагарина. Идея осталась нереализованной, но свои 15 минут славы автор получила.

    Пару месяцев назад под Анненским мостом на опорах появился большой «Лава-ламповый курорт» работы художника Deonis Thekko. Хотя работы видели немногие – мост находится на въезде в город, и чтобы посмотреть на них, нужно было спуститься под него по грязи. История с неожиданной закраской обслуживающей мост организацией получила широкую огласку, и за райтера вступились некоторые достаточно известные российские ютуберы и блогеры.

   Дома для творчества

    Можно было бы, конечно, рассуждать, насколько уместно разрисовывать важный технический и стратегический объект, для которого предусмотрены свои протоколы обслуживания, но с художником встретился градоначальник Калуги Дмитрий Денисов, предложив ему другие, более приемлемые варианты сотрудничества. «Курорт», кстати, к тому времени восстановили. Теперь будем ожидать появления подобных необычных работ на городских улицах, где их можно будет увидеть, а не под мостом.

    В городе на самом деле достаточно пустых стен на домах и заборов, различных технических будок, которые райтерам можно было бы украсить, обладая определенным художественным вкусом и мастерством. Наверное, можно договориться и с застройщиками о появлении муралов на стенах новостроек.

   Если договориться…

    Стрит-арт вполне может сделать город живее, привлекательнее и современнее. Если это направление в Калуге войдет в какие-то организационные рамки, с понятными административными правилами и условиями работы в городском пространстве, если муниципалитет сможет решать какие-то вопросы с владельцами и собственниками зданий для того, чтобы на них потом вместо унылых красок появились яркие рисунки, будет очень хорошо. Главное, чтобы места для таких произведений были согласованы. Это позволит избежать их уничтожения и ненужных скандалов.

    Безусловно, отношения между художниками и властью надо налаживать. Кажется, теперь это все-таки удается и в Боровске, где живет замечательный Владимир Овчинников. Поначалу некоторые его работы вызывали неоднозначную реакцию и местных жителей, и руководства города. Теперь привлекают в небольшой город туристов. Он один из тех, благодаря кому Боровск стал узнаваем и открываем многими как интересное место.

    ...А в Думиничском районе талантливый школьник Дмитрий Бушуев нарисовал недавно «Алые паруса». машинисты поездов, проезжающих мимо станции Палик, теперь нередко сигналят этом муралу.

    Сегодня во многом именно стрит-арт может в хорошем смысле играть роль того, что раньше называлось монументальной пропагандой. Единственное отличие – эти работы не столь долговечны. Но и время теперь достаточно динамично, чтобы на смену новым символам через пять-шесть лет, а приблизительно столько в наших условиях живут уличные работы, приходили другие.



Фото из открытых источников.