2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

«Вы там не видите этих вояк, спесь которых сбита…»

04.12.2020
    Об авторе этого письма известно, что его фамилия – Мишустин. Он пишет Елене Капитоновне Корнюшиной, заместителю председателя Калужского горисполкома. Впоследствии ею была передана в Государственный архив Калужской области целая подборка писем, полученных с фронта. Они включены в состав фонда Р.-3466. Некоторые письма оттуда мы уже представили на страницах «КГВ». Елена Корнюшина всю войну поддерживала переписку с бойцами и командирами 12-й гвардейской стрелковой дивизии, которая принимала участие в освобождении города. К этому письму приложена ее записка: «Замечательное письмо. Проникнуто патриотическим духом. Мы широко использовали его в своей работе в дни войны». Это действительно так.

     Уважаемая Елена Капитоновна!

    Получил ваше письмо, сколько сил, сколько бодрости оно вселило в нас, бойцов, командиров и политработников. Оно прочитано всем - вплоть до единого красноармейца. Да как его не читать – нам, вашим товарищам, вашим братьям, родным и близким? В вашем письме мы видели не простые строчки письма. Мы в нем видели коллектив, живущий с нами одною жизнью, одною мыслью, одними делами.

    Дорогая Елена Капитоновна! Передайте всему вашему любимому нами коллективу наш пламенный боевой красноармейский привет. Передайте коллективу: мы оправдаем его доверие. Враг будет разбит, и разбит окончательно. Да разве кто может одолеть такую страну, где люди друг от друга за тысячу км, а живут одною жизнью и делами? Победить, уничтожить, изгнать из страны всех и всяких, чтобы не захотели поживиться нашим советским добром.

    Елена Капитоновна! Вы там не видите этих вояк, спесь которых сбита, а мы на протяжении двух с половиной месяцев и на расстоянии от 300 метров насмотрелись на это жалкое отребье вшивых земляных разбойников. Вот теперь приходится выбивать их из-под земли, и всякий сдающийся в плен – это не человек, а грязное вшивое существо. Вот эти негодяи принесли столько всяких горестей, неприятностей, слез, убийств и казней.

    Мы победим! Мы победим, потому что крепко спаяна Красная армия. Мы победим, потому что мы ведем справедливую войну, цель и задачи которой известны каждому. Мы победим, потому что в тылу на тысячу километров всюду куют нам победу. Мы победим, потому что Красной армии вы, дорогие и родные наши, желаете, ждете и творите эту победу.

    Сколько радости, сколько гордости, сколько силы льют ваши письма. Мы еще никогда не виделись, но мы уже родные, близкие, а сближает нас только одно: быстрее разгромить врага, и разгромить так, чтобы еще раз и навсегда сказать всему миру, что Красная армия – это народ многомиллионный, это люди советской страны, и всякий, кто впредь сунется со своими грязными ручищами на наши благородные, священные земли, посягнет на наш мирный труд, будет бит, разбит и уничтожен... Победа уже не за горами, мы ее уже ощущаем, мы ее видим, но она потребует еще один, но довольно сильный нажим, и стены зверства, казни и слез лопнут, и снова польются песни, но песни новые, песни победы, песни славы. Их будем петь. Мы надеемся и горды, что ваш бронепоезд будет такой силищей, таким страшилищем для фашистов, ибо он сделан руками рабочих, на их средства, на то, чтобы отстоять свою Отчизну и честь...

    В 16-ю армию с марта 1942 года входил 43-й отдельный дивизион бронепоездов, который действовал в районе Сухиничей в полосе обороны этой армии. Дивизион был сформирован согласно директиве Народного комиссариата обороны от 29 октября 1941 года в Московском военном округе. В его составе было два бронепоезда: один построен в Москве, другой в Коврове.

    Дата письма – 31 марта 1942 года. Еще продолжаются бои на Калужской земле и рано говорить о полной победе. Но армия уже почувствовала, что может побеждать. И победит.