2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Пушкин подарил

27.11.2020
    В родовое имение своей музы Пушкин приезжал два раза. Любителей русской литературы и истории знаменитая усадьба привлекает возможностью посетить места, где великий поэт провел незабываемые дни, наполненные романтикой, и увидеть коллекцию уникальных экспонатов, связанных с именем великого поэта. Наиболее ценный из них – литография, которую поэт подарил семье Гончаровых.

    В 1828 году известным портретистом Орестом Кипренским по заказу сотоварища по литературе и друга Пушкина Антона Дельвига был написан портрет поэта. Александру шел двадцать девятый год. Это было то счастливое время, когда он увидел юную Натали Гончарову на балу танцмейстера Йогеля и был очарован ею. Первая красавица столицы на пылкие чувства ответила взаимностью. Девушке тогда исполнилось шестнадцать лет, это был ее первый светский сезон и большой бал.

    – С этого портрета мастера русской гравюры Николай Уткин и Андрей Безлюдный сделали несколько литографий. Одна из трех литографий под авторством Безлюдного принадлежала поэту. Именно ее Пушкин привез в Полотняный Завод и подарил Гончаровым. Точно неизвестно, в какой из приездов это произошло – в мае 1830-го или в августе 1834-го, но, безусловно, этот дар – подлинная пушкинская литография. Она всегда находилась в доме Гончаровых. Это самый ценный экспонат нашего музея, – рассказала экскурсовод музея-заповедника «Полотняный Завод» Елена Малюженкова.

   «Медная бабушка» в приданое

    Еще один экспонат музея недавнего происхождения, но связан с любопытной историей, касающейся первого приезда Пушкина в усадьбу.

    В конце мая 1830 года, будучи женихом Наталии Николаевны, поэт, чья слава уже гремела по России, приехал познакомиться с дедом своей избранницы – Афанасием Николаевичем, а также обсудить приданое.

    В Полотняном он провел три незабываемых, наполненных романтикой дня. Со своей музой они гуляли в парке, катались на лодках и радушно принимали гостей. Но нужно было решить и денежные вопросы, касающиеся приданого.

    Афанасий Николаевич был стеснен в средствах, поэтому затруднялся что-то выделить внучке в приданое. Он предложил поэту переговорить в Петербурге об отмене статуса майората Полотняного Завода, чтобы продать его, а также договориться с министром финансов Канкриным об оказании денежной помощи, такое было предусмотрено для промышленников. Кроме того, он обещал дать закладную на Нижегородское имение. Но эти замыслы в силу разных обстоятельств не были осуществлены.

    Поэт получил от Гончарова только огромную бронзовую статую императрицы Екатерины Великой, изготовленную по заказу первого хозяина дома Афанасия Абрамовича. Она должна была внушать трепет и восторг, но… тридцать девять лет пылилась в подвале. Скульптуру, «три двадцать в рост и весом три тонны бронзы», привезли уже после смерти заказчика. Возможно, его художественный вкус не понравился наследникам, статую убрали подальше с глаз. И вот, наконец, она пригодилась.

    Пушкин, шутя, назвал эту фигуру «медной бабушкой». Под два векселя бронзовую императрицу у него взял ростовщик, но только через девять лет после смерти поэта смог продать ее в Екатеринославль (позже – Днепропетровск).

    В 1941 году фашисты вывезли «медную бабушку» в Германию и, вероятно, отправили на переплавку. В 2012 году московский скульптор Ирина Макарова по фотографиям сделала три миниатюрные копии императрицы. Одна из них была подарена музею «Полотняный Завод».

   «Кабы Заводы были мои…»

    Второй приезд Пушкина в Полотняный пришелся на август 1834 года. Наталья Николаевна гостила в родовом имении у брата Дмитрия с детьми Машей и Сашей. Поэт работал в столичных архивах и полгода не мог собраться к жене. В Полотняный Завод он написал 14 писем (посетители могут увидеть их копии). В одном из посланий Пушкин писал: «Боже мой, кабы Заводы были мои, так меня в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином…» Он спешил сюда к супруге на Натальин день – 26 августа по старому стилю (день рождения Натальи Гончаровой – 27 числа) и провел с семьей две недели.

    Но поэт не только отдыхал. Здесь он просмотрел огромную библиотеку Гончаровых, работал над «Историей Петра I». А еще отобрал 82 книги, касающиеся данной темы. Дмитрий Николаевич распорядился ему эти книги подарить, их отправили Пушкину, о чем составлен регистр на трех листах. В сохранности есть первый листок, он тоже представлен в экспозиции как один из значимых экспонатов. По мнению графологов, последние десять строчек написаны рукой поэта.

Фото предоставлены музеем-усадьбой «Полотняный Завод».