Спасённые шедевры
27.11.2020
Эту историю времён немецкой оккупации поведал очевидец событий — известный архитектор и подвижник калужской старины Александр ДНЕПРОВСКИЙ-ОРБЕЛИАНИ, с которым мы недавно простились.Остался в Калуге
В нашем городе жил удивительный человек и замечательный краевед Николай Михайлович Маслов. Именно ему мы обязаны спасением уникальной коллекции музея изобразительных искусств.Перед оккупацией Маслов исполнял обязанности директора художественного музея. Он поднял вопрос об эвакуации музейных ценностей. Все экспонаты были тщательно подготовлены. Но в последний момент партийное руководство отказало всего в одном железнодорожном вагоне для эвакуации.
- В Калуге были брошены коллекции всех трех музеев — краеведческого, художественного, мемориального Циолковского. Вывезли только Госархив, остальные уничтожали: сгорел архив НКВД, железнодорожный финансовый архив жгли в калужском Троицком соборе вместе с архивом ДОСААФ, — рассказывает Александр Сергеевич Днепровский.
Все делалось в спешке. Половина калужан не успели эвакуироваться. Маслов же остался по доброй воле – не мог оставить без присмотра ценную коллекцию.
«Поскольку я являюсь хранителем художественных и культурных ценностей, я не имею права бросить на произвол судьбы музей. Поэтому я остался в Калуге, надеясь, что до прихода советских войск мне удастся музей сохранить», — написал Маслов.
Сохранить музей
12 октября 1941 года город захватили немцы. В здании усадьбы купца Золотарева на улице Пушкина, где располагались два музея – краеведческий и художественный, расквартировался штаб XIII немецкого армейского корпуса из состава 4-й полевой армии 4-й танковой группы.На хранилище музея сразу появилось объявление: «Все имущество конфисковано». Здание флигеля приспособили под солдатское общежитие. Вскоре в особняк музея переехала немецкая комендатура.
В Калугу наведался и опытный музейщик Гитлера – немецкий искусствовед Ганс Поссе. Наиболее ценные экспонаты немцы собрались вывезти в Германию.
Когда Николаю Михайловичу представилась возможность побывать в музее, он открыл ящики, подготовленные немцами к отправке, и обнаружил снятые с подрамников и свернутые шедевры: 16 произведений итальянских, голландских, фламандских, французских художников XVI– XIX веков. В основном — натюрморты, пейзажи, религиозные и жанровые картины, 233 гравюры и 23 рисунка западноевропейских мастеров. Из картин русских художников — знаменитая «Курсистка» и «Дама с кошкой» Ярошенко, «Портрет Мешковой» Тропинина, «Зимние сумерки» Коровина, «У фонтана» Брюллова, этюд Сурикова и многие другие.
- Накануне наступления советских войск три ящика с приготовленными к вывозу особо ценными экспонатами Николай Маслов и Василий Извеков (директор краеведческого музея) задвинули в дальний угол комнаты и завалили всяким хламом, чтобы они не попались оккупантам на глаза. Немецкие солдаты в лихорадке отступления не заметили спрятанных ящиков. До Германии калужские шедевры искусства так и не дошли, — поведал Днепровский.
Ангел-хранитель
Ангелом-хранителем Маслова была его супруга Клавдия Павловна. Скромная, тихая, набожная женщина работала в краеведческом музее. Для Николая Михайловича она была не только женой, но и верным другом, соратницей, умной советчицей.- Просто чудом Маслову и Извекову удалось спрятать от жадных оккупационных рук и глаз три ящика с картинами. Если бы попался дотошный немец, разгреб мусор и увидел спрятанные ящики? Пуля в лоб без суда и следствия, - рассуждает Александр Сергеевич. - Думаю, когда Николай Михайлович уходил в нетопленный, промерзший насквозь музей, где каждый миг мог стоить ему жизни, буквально все это время Клавдия Павловна стояла на коленях перед иконой Божией Матери и горячо за него молилась.
После освобождения Калуги Маслова вызывали на допросы в органы, выясняли, сотрудничал ли с немцами. Он прощался с супругой каждый раз навсегда. А Клавдия Павловна снова зажигала в доме лампаду и тихо молилась за него на коленях перед Пресвятой Богородицей.
Эту икону Маслову завещал его родной дядя, который долгие годы был старостой гостинорядской часовни. И старинная святыня всегда помогала семье. Семейная реликвия хранилась в доме Масловых в Пушкинском переулке (сейчас на его месте - 13-я средняя образовательная школа).
В 1970-е годы, когда Маслова не стало, Клавдия Павловна подарила икону Александру Днепровскому-Орбелиани.
После смерти супруга она увековечила его память - обработала и систематизировала всю его переписку, передала в Госархив письма, фотографии и другие документы богатого краеведческого наследия. Верная Клавдия Павловна пережила мужа на семь лет. Похоронили ее на Пятницком кладбище рядом с могилой любимого Николая Михайловича.
Свои семейные истории и фотографии можно присылать с пометкой «На конкурс «Удивительные истории калужан. Калуге 650 лет» по электронной почте contact@vest-news.ru либо связаться по телефону с редакцией газеты.