15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Королевское открытие театрального сезона

19.11.2020

«...можно ненадолго забыть, как дышать»

Обычно, выходя из театра, я не могу ответить на вопрос, понравился мне спектакль или нет. Надо все переварить, переосмыслить. Но после «Д’Артаньяна и трех мушкетёров», поставленных по роману Александра Дюма, мой ответ был однозначным.

Думаю, о сюжете говорить не стоит. О приключениях мушкетёров все и так знают, во многом благодаря фильму с Михаилом Боярским. Но здесь все совершенно по-другому.

За постановку основательно взялся главный режиссер театра Владимир Хрущев. Могу с уверенностью сказать, что у него получилось сделать историю, которой почти два века, интересной для современного зрителя. Именно современного. Потому что консерваторам почерк Хрущева может быть непонятен. Но он узнаваем. В спектаклях Хрущева – тонкий юмор, отсылки к великим работам, немного абсурда. Я была почти на всех, поставленных в Калуге, и обязательно приду еще.

В театре только закончился ремонт. Из-за него у актеров не получалось репетировать на сцене. Но сезон открыт, премьера состоялась, мушкетёры отправились в путь.

В роль гасконца Д’Артаньяна отлично вписался Дмитрий Казанцев: подтянутый молодой человек с шевелюрой цвета пшеницы и ясным взглядом. Таким видит его режиссер. А подборка королевских мушкетёров просто поражает. Атос со стальным голосом Кирилла Бессонова, Портос с шикарной бородой Андрея Соловьева и Арамис с изящностью Вячеслава Соколова. «Ах, какие мужчины!» - воскликнули в зале. «Ах, какие костюмы!» - воскликнула я. Но об этом чуть позже.

Зрители оживлялись от появления на сцене не менее важного персонажа, слуги Д’Артаньяна, Планше, которого сыграл Роман Чечерин. На него легла роль рассказчика, художника и лучшего фехтовальщика Франции. 

Фехтование. Профессиональный сценический бой! Звон скрещенных шпаг, ловкие маневры, вздохи и восторги зрителей... Мы действительно оказались в 17 веке благодаря бесподобной работе московского педагога по пластике и сценическому бою Владимира Гончарова.

Меня поразила Ирина Жёлтикова в роли страстной миледи Винтер. В противоположность ей можно поставить жену мелкого торговца Констанцию в исполнении Елизаветы Лапиной. Её чарующая простота и манеры никого не могли оставить равнодушными. Нельзя не упомянуть Евгению Сергееву, которая сыграла королеву Франции. За секунду из капризной девочки она превращалась в статную особу с характером. 

По-настоящему королевские костюмы были даже у городских жителей, не говоря уже о мушкетёрах и других действующих лицах. Все продумано до самых мелких деталей: до каждого перышка на шляпах, до каждого драгоценного камня. Наряды заслуживают того, чтобы их показали на отдельной выставке. Я уверена, что многим хотелось рассмотреть костюмы поближе.

Но спектакль стоит смотреть внимательно не только ради костюмов, но и чтобы не упустить тонкий режиссерский юмор. Здесь речь не про «барашка и вино», а про шутки, вставленные в речь и жесты героев. Они не всегда заметны, но, если не напрягаться и быть в хорошем настроении, их можно уловить. Например, палач ошибается дверью, а руки свободно можно вытащить из колодки. Постановка не загружает мыслями, а позволяет расслабиться и погрузиться в непривычный для нас век.

Музыкальные «выпады» показались мне немного смешными. Сюжет кипит, герои собираются в путь, включается эпическая музыка и они решают спеть «да пребудут с тобой навсегда шпага, любовь и Гасконь». Но как без этого? «Пьянка» мушкетеров мне понравилась - дух приключений, вина и мужские голоса под гитару! Музыка передает настрой персонажей и придает спектаклю некой «тяжести» в хорошем смысле.

Сильное, красивое, просто бесподобное открытие 244-го театрального сезона! Того самого долгожданного сезона, который ожидали зрители, наверное, еще с марта. Весь спектакль каждый гость театра сидел в маске. В эти два с половиной часа возникала мысль, что воздух у меня скоро закончится, но я поняла, что ради такого можно ненадолго забыть, как дышать.

Елизавета Левдикова


«Три мушкетера»: музыкальная пытка от главрежа 

Ставить спектакль по произведению, у которого уже есть любимая народом экранизация, для театрального режиссера всегда вызов. 

МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ НАЧАЛО

В калужской драме уже были примеры довольно успешного решения этой задачи вроде «Курьера» и «Пяти вечеров». Для открытия нового сезона главный режиссёр Владимир Хрущев выбрал беспроигрышный вариант – «Три мушкетера». Правда, Хрущев сыграл на том же поле, что постановщик популярного фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич и тоже сделал свой проект музыкальным. За оригинальные песни к спектаклю взялся поэт и композитор Алексей Пономарев. 

 Начало получилось многообещающим. Декорации действительно впечатляют: полупрозрачная пирамида в центре сцены отсылает нас к пирамиде Лувра и является очень небанальной меткой Парижа. Рядом стоят манекены, добавляя обстановке какого-то сюра. На сцене появляется актер, который читает французский текст, а потом заявляет, что он не Д’Артаньян, а всего лишь его слуга. Кажется, что актеры покажут лихой постмодерн, но дальнейшее скорее напоминает капустник в театральном училище с переигрыванием, вялыми драками и скачкой на табуретках. 

ОБМАН ОЖИДАНИЙ

За декорации обидно сильнее всего. Трон, совмещенный с гильотиной, в другом спектакле мог бы стать сильной метафорой, но в контексте происходящего на сцене он не несет в себе никакого смысла, как богатая библиотека в доме безграмотного хозяина. А пирамида, которая могла бы символизировать вневременность этой истории и бог знает что еще, на деле оказывается нужна лишь затем, чтобы прикрыть неумение режиссера поставить экшн, поскольку значительная часть драк происходит как раз за мутными стеклами пирамиды. Другой прием Хрущева еще интереснее: зрителю вообще не показывают очередную заварушку, а рассказывают о ней. Впрочем, когда на сцене все же начинается фехтование, то понимаешь, что лучше бы и о нем тебе просто рассказали. Похвалить можно лишь сцену дуэли на шпагах между герцогом де Вильмором (Ярослав Орляченко) и Д’Артаньяном (Дмитрий Казанцев), но почему так же нельзя было поставить и остальные? 

ГАСКОНСКИЙ СТЫД

Д’Артаньян в интерпретации Хрущева оказывается не честолюбивым провинциальным храбрецом-дворянином, а деревенским дурачком, волею судьбы вовлеченным в международные интриги высшего света. За немотивированную эротику в спектакле отвечает Миледи (Ирина Желтикова), которая в каждой сцене ведет себя так, будто сидит на диете из шпанской мушки. А вот остальные женские образы вышли блекло. Из удачных моментов можно выделить образ благородного Атоса (Кирилл Бессонов). На своем месте и интриган Ришелье (Дмитрий Денисов). А самым колоритным персонажем вышел король в исполнении обаятельного Игоря Постнова. 

НЕМНОГО О ПЕСНЯХ

Ну и, к сожалению, нельзя промолчать о песнях. В хорошем мюзикле, в тех же «Мушкетерах», песни помогают раскрывать персонажей и органично вплетены в действие. В спектакле же зрителю исполняют набор безликих вставных номеров, из которых не запомнить ни слов, ни нот. С тем же успехом их можно было бы спеть все подряд в антракте – ткань спектакля бы не пострадала, зато хронометраж бы не был настолько безбожно раздут. 

Печально даже не то, что режиссеру внезапно отказали чувства меры и вкуса: в конце концов прощать творцу неудачный эксперимент можно и должно. Огорчает в первую очередь то, что даже из этого материала можно было создать неплохую постановку. Уже упомянутая дуэль Д’Артаньяна и де Вильмора демонстрирует, что это могла бы быть приличная приключенческая история для подростков. Несколько забавных шуток и находок говорят нам, что «Три мушкетера» могли бы оказаться пусть и проходной, но, во всяком случае, не стыдной легкой комедией, чтобы расслабиться после работы. В конце концов, декорации и начало постановки потенциально могли бы стать основой для авангардного прочтения классики. Из этого материала можно было слепить практически что угодно. Ну, кроме, мюзикла, конечно. Тут не помог бы и гений.

Даниил Марченко

Кстати, среди наших авторов были и те, кто не принял спектакль категорически. С одним из таких мнений можно познакомиться по ссылке.

Фото со спектакля - Виктор Кропоткин.