2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Восставшие из руин

06.11.2020
    В этом году на фасадах четырех калужских зданий появились именные таблички. На них указано, что эти дома - объекты культурного наследия, восстановлены на собственные средства Александра Алексеевича Денисова.
   Александр Денисов - заслуженный строитель России, почётный дорожник России. Родился в Калуге в 1956 году, по сей день живет на улице своего детства - Семеновом городище.

    Закончил МИИТ, факультет «Мосты и тоннели», работал на БАМе. В ОАО «Калугатрансмост» прошел путь от монтажника до генерального директора, затем стал владельцем предприятия. Под его руководством оно построило Пучковский и Гагаринский мосты через Оку, возводило мосты и путепроводы по всей России. В 2000-х годах предприятие входило в тройку крупнейших налогоплательщиков Калуги.

    Ныне А. Денисов - председатель совета директоров многочисленных производственных компаний. Награждён орденом Дружбы, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». 

    За неимением другой информации первое, что приходит в голову калужанам, увидевшим такую фамилию, - это родственник нынешнего руководителя города Дмитрия Денисова. Это не так, на самом деле они однофамильцы.

    Александр Алексеевич - человек непубличный и немедийный, хоть и хорошо известен в профессиональной среде и весьма уважаем. Рассказать о нем мы попросили его коллегу и сподвижника, руководителя проектов, предпринимателя Андрея Хоменко.

    На сегодняшний день Алексей Денисов - единственный в Калуге бизнесмен, кто позволяет себе выкупать практически безнадежные руинированные памятники архитектуры и восстанавливать их.

    В чем выгода инвестора? Приведя здание в порядок, он сдаёт его в аренду. Таким образом, деньги, хотя и не скоро, но возвращаются.
- Все здания куплены на городских торгах, - поясняет Андрей Хоменко. - Город объявлял торги, а Александр Алексеевич покупал, вкладывался в документарную часть вопроса и восстановление зданий. Никаких коррупционных схем здесь нет, всё открыто и прозрачно.

   Дом Билибиных на Кутузова, 19, - объект культурного наследия местного значения, построен во второй половине XIX века.
    - Это было слёзное здание абсолютно. Мало того, что это сгоревшие руины, так они еще и представляли опасность, - говорит Андрей Хоменко. - Одна из стен качалась. Причем внутри оно представляло собой не одну постройку, а сразу три, переходящие одна в другую.

    При всем моем уважении к именитому роду Билибиных вынужден констатировать: застройщики, видимо, были очень скупые люди. Построили незнамо из чего: камень перемешан с деревом и кирпичом, в раствор засыпали какой-то мусор. И все-таки нам удалось собрать довольно красивый дом. Более того, максимально облагородили территорию вокруг него. Теперь, я вижу, к нему даже приводят экскурсии. Сейчас дом в аренде у медицинского учреждения.

    Вкладывать собственные деньги и иметь проблемы с контролирующими органами в ходе восстановления памятника - взяться за такое, казалось бы, гиблое дело не каждому по плечу. Причем вложить в объект культурного наследия надо гораздо больше, чем в любое другое здание. Без любви к Калуге такие проекты, в которых участвует Денисов, делать было бы невозможно. С его бизнес-талантами он мог бы успешно инвестировать деньги в гораздо более выгодные проекты.
    Дом Ченцова (угол - ул. Воскресенская, 22/ул. Карпова, 26) - объект культурного наследия федерального значения, конец XVIII века.

    - Дом был в полной разрухе, - вспоминает Андрей Хоменко. - Он горел несколько раз. Черные копатели вырыли там яму глубже основания фундамента, в итоге внутри обвалились все стены. Но Александр Алексеевич, тем не менее, купил его.

    И мы из такого, как бы это поприличнее сказать, состояния сделали очень достойное здание. Хотя первоначально, когда я предлагал Денисову вложиться в этот проект, он не сулил большой выгоды. В те годы, когда дом восстанавливался из руин, можно было просто положить потраченные на него деньги в банк и получить прибыль гораздо большую, чем та, что он сейчас приносит.

    Огромная заслуга Александра Алексеевича в том, что он, видя, что проект не сулит большой прибыли, все же купил дом. «А ничего страшного, - сказал он мне в ответ на предложение войти в этот проект. - Пусть будет так!» Купил из-за любви к городу, из-за желания помогать Калуге восстанавливать старые исторические постройки.

    Несколько слов об упомянутых Андреем Хоменко выше проблемах с контролирующими органами. Охранных ограничений, которые не должен нарушить нынешний собственник здания, много. Чтобы приступить к работам, следует пройти громоздкую процедуру согласований и разрешений, на которую уходит немало времени и сил. Законодательство об охране объектов культурного и исторического наследия ужесточилось. И у структур, обязанных блюсти букву этого законодательства, периодически возникают многочисленные претензии к восстанавливающему памятники прошлого собственнику. Нарушения караются штрафами.

    В среде ревнителей старины бытует мнение, что восстановленные Денисовым и его командой здания - новоделы, которые не имеют отношения к подлинной истории.

    Даже если это и так, давайте задумаемся: а какова альтернатива? Да никакой!

    Вряд ли в обозримом будущем в бюджетах разного уровня появятся деньги на приведение в порядок таких весьма ветхих, а тем более руинированных исторических зданий. Не будь Денисова, они так и стояли бы немым укором нам, неблагодарным потомкам. Пока не канули бы в небытие, рассыпавшись вовсе…