15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Один из трёхсот добровольцев

30.10.2020
    Здание, где ныне расположен калужский лицей № 9, – одна из старейших школ Калуги. В ноябре 1879 года здесь было открыто епархиальное женское училище. С 1896 по 1918 год в этих стенах преподавал физику и математику Циолковский. Потом здание занимал губернский военный комиссариат, а с 1923 года снова открылась школа. Многим ее выпускникам довелось воевать. Можно вспомнить для примера лишь одно имя – дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова… С 1944 года, когда было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательных школах, школа № 9 стала мужской, а в 1956-м – снова смешанной. Владимир Соловьянчик приехал в Калугу после войны. Его дочь Маргарита Домбровская говорит, что город был ему знаком, он лечился здесь в госпитале. В школе № 9 ему дали квартиру под самой крышей. Учителем Владимир Соловьянчик был и до войны. Началась она для него в Могилеве…

   От Белоруссии до Берлина

    Маргарита Владимировна рассказывает мне об отце, и я представляю себе военный Могилев, где он жил, плац, на котором выстроились в ряд 300 человек. Все они непрофессиональные военные, ополченцы. Никто не знает, как надо воевать… Вдоль строя идет командир. Всматривается в лица. «Инженеры – три шага вперед!» Вышло несколько человек. Командир обратил внимание на высокого, красивого, статного добровольца, оставшегося в строю.

    – А ты кто?
    – Учитель.
    – Учитель? Выходи.

    На нем тогда была еще гражданская одежда. И, видимо, во всем внешнем облике отражался характер: это педант, человек, привыкший все делать тщательно и аккуратно. Потому и привлек внимание.

    – И отца взяли в штаб. А 300 человек, те остальные, ушли и не вернулись…

    Владимир Соловьянчик стал строителем. Предметы, которые он преподавал, помогали освоить инженерное дело. Знания были нужны. С 25 мая 1943 года, как свидетельствует о том служебное удостоверение, он состоял на службе при части ВИС-80 (военно-инженерного строительства) в должности главного инженера. На основании приказа Народного комиссариата обороны был переведен на положение военнослужащего. В 1945-м он – инспектор отдела кадров 22-го ордена Красной Звезды УОС РГК – Управления оборонительного строительства Резерва Главного командования. Лейтенант Соловьянчик дошел до Берлина, некоторое время после войны оставался в Германии. А потом приехал в Калугу. Его жена, Любовь Петровна, приехала сюда следом, и с 1945 года до самой пенсии работала в детском доме № 3. Тогда это была деревянная усадьба, стоявшая на месте современного мемориального комплекса в честь 600-летия Калуги. В трудовой книжке у нее было только две записи…

   Как многие фронтовики, Владимир Соловьянчик рассказывать о войне не любил ни дочери, ни сыну, но хранил как память документы, среди них – удостоверение, залитое собственной кровью. Владимир Иванович получил ранение в голову, кровь затекла в карман гимнастерки, просочившись сквозь ткань.

    В годы войны много чего приходилось строить, в том числе переправы. Но Соловьянчик еще и изобретал. На фронте – масло, которое не замерзает в морозы, предохраняя детали машин и танков, а после войны, уже в Калуге, – мазевую основу из сосновой смолы для изготовления серно-дегтярных мазей, которые могли использоваться при лечении кожных заболеваний. Это изобретение (в его разработке принимали участие еще два специалиста) было также запатентовано, зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана СССР и в апреле 1945 года заявлено в Народный комиссариат здравоохранения.

   Снова учитель

    В послевоенной Калуге не нашлось жилья, и новому учителю выделили комнату под крышей школы. Винтовая лестница. Огромный чердак, где отгородили комнату, поставили печку…

    – Меня сюда привезли в пять месяцев, – вспоминает Маргарита Владимировна. – И там мы прожили 14 лет. Чердак меня страшно пугал, я его боялась… Отец был человек редкий. Очень закрытый. Педантичный. Правильный. Принципиальный. Невероятно честный. У него были хорошие руки. Всё делал, за что ни брался. Свой предмет знал прекрасно. На урок брал только классный журнал. Ученики его любили и боялись. Он был довольно строгий. Я тоже у него училась, но выше тройки никогда не получала, даже если всё выучивала. Он принципиально не ставил.

    То было время, когда дети тянулись в кружки. В школу ходило всё Ромоданово. Владимир Соловьянчик принимал участие в создании музея. Он открылся в сентябре 1957 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Циолковского. Тогда экспозиция занимала одну небольшую комнату. После девятой школы перешел в другую, в общей сложности проработал учителем лет до восьмидесяти, если не больше... Умер в 2004 году, когда ему исполнилось 94 года… Многие учителя физики, особенно те, с кем он делился опытом, помнят его до сих пор. Конечно, как фронтовик, он участвовал во встречах с детьми, рассказывал, вспоминал...

    Сегодня экспозиционные площади музея заметно расширились. Четыре зала занимают 104 квадратных метра. Свидетельством Министерства культуры РСФСР в 1984 году музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Все реликвии хранит его руководитель, педагог дополнительного образования высшей категории Маргарита Алексеевна Миронова. Цель и предназначение музея заключаются в том, чтобы, основываясь на бережном отношении к историческим, культурным и нравственным ценностям, на примерах жизни Циолковского, педагогов и выпускников разных лет сохранять историческую преемственность поколений и, конечно, содействовать воспитанию каждого лицеиста.

    Выпускники 1941 года были среди участников эшелона, который возводил оборонительные сооружения на подступах к Москве, сражались на фронтах. Большой раздел экспозиции посвящен дважды Герою Советского Союза Александру Терентьевичу Карпову. В дни памяти летчика проводятся тематические лекции и митинг у бронзового бюста героя. Лицеисты участвуют в городских и областных научно-практических конференциях. В музее хранятся и личные вещи учителя Владимира Соловьянчика – награды, документы, фотографии и то самое удостоверение, испачканное кровью.