29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Испытание на прочность

22.10.2020
Грузовые автомобили Военное министерство Российской Империи в начале ХХ века закупало у иностранных производителей. Чтобы определить наиболее пригодные для армии типы грузовиков на конкурсной основе, осенью 1912 года был организован автопробег. Неосвоенный российский рынок и возможность получить большие заказы побудили два десятка ведущих европейских производителей испытать на русских дорогах свои автомобили.

Выбрать лучшее

Техника собралась самая разнообразная: легкие полуторатонные La Buire и Fiat, бескапотные «Клеман-Баяры» и «Делаэ», мощные и тяжелые немецкие «Бюссинги» с агрессивно выставленными вперед радиаторами, Renault с капотами-утюгами. Не остались в стороне Benz и Daimler, причем «Бенцев» было восемь, и все разной грузоподъемности. Девять автомобилей – больше всех – выставила фирма Saurer. Участвовали в автопробеге и машины других марок, которые сегодня уже не существуют.

Фирма Bussing выставила на конкурс омнибус, а «Заурер» – санитарный автомобиль. Впервые на российских дорогах испытывался полноприводный грузовик марки Skoda.

На машинах передвигались представители учебной автомобильной роты – 10 офицеров и 60 нижних чинов, 17 членов комиссии и 50 офицеров-контролеров. Их сопровождали представитель французского правительства, четыре сотрудника иностранной и русской прессы, 25 представителей фирм и инженеров, 126 шоферов и механиков. Любопытно, что для облегчения общения с британскими участниками пробега к ним был «назначен в качестве помощника шофера нижний чин, говорящий по-английски». С представителями французских, немецких, австрийских и швейцарских фирм языкового барьера не существовало – владение французским и немецким языками для офицеров того времени было скорее правилом, чем исключением.

Стартовал пробег 19 сентября. Осеннее время выбрали специально, чтобы иметь возможность произвести испытания при низкой температуре и в дождливую погоду. Все автомобили, участвовавшие в конкурсе, шли полностью нагруженными – в качестве балласта выступали кирпичи и тюки с прессованным сеном.

В колонне ехали 54 участника конкурса и машины сопровождения – цистерна с бензином и легковые автомобили, среди которых было 7 казенных и 13 частных. В общей сложности в пробеге участвовало 75 авто.

Гостеприимный город

В пути разделенные на четыре взвода грузовики отрабатывали различные режимы движения: в колонне, в определенном порядке, с любой скоростью при наименьшем расходе бензина, с постоянной скоростью 18 верст в час.

До Москвы добрались без особенных приключений – движение машин на этом участке уже тогда было интенсивным. Настоящие испытания начались южнее Москвы. Начавшиеся дожди превратили дороги, причем не только шоссейные, но и в населенных пунктах, в непроходимое месиво грязи. Еще одной бедой стали ветхие деревянные мосты – некоторые из них не выдерживали тяжелых грузовиков. Участок «Брянск – Орел» потом признали самым худшим.

По итогам автопробега 1912 года был составлен отчет. В нем подробно описаны все участники конкурса, каждый из 23 дней пробега, состояние дорог, злополучные мосты, нравы местных жителей. «В Малоярославце обитатели города очень хорошо относились к участникам пробега. Все размещены для ночлега по обывателям. Дорога и мосты в хорошем состоянии», – написано в отчете.

В городах пробег должны были встречать местные гарнизоны или земские власти. Им предписывалось предоставлять участникам пищу, кров и техническую помощь. Публика с неизменным интересом осматривала автомобили. Это и неудивительно, так как в то время в провинциальных городах автомобиль был малоизвестной диковинкой. Так что конкурс имел еще и просветительское значение.

По итогам автопробега Военное министерство Российской Империи провело отбор автомобилей для армии. Впоследствии было приобретено 354 грузовых и 42 легковых автомобиля. А для малых провинциальных городов, через которые прошел автопробег, это было целое культурное событие.