Язык движений
16.10.2020
Фестивальная программа выглядела достаточно насыщенно: прошли конференция, встречи с исполнителями, было показано восемь спектаклей. Основной площадкой творческого форума стал Инновационный культурный центр. Члены жюри, а среди них представители двух стран, отобрали работы хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Костромы, Тюмени и Калуги, которые за три дня показали разные грани российского танца. Участники проекта не только делились своими достижениями и находками, но и соревновались между собой. Выступления проходили сольно и командами.
Подведение итогов и награждение лауреатов прошли в формате видеомоста с французской стороной. В этот раз победа досталась участникам из Москвы.
«Гамлет», рождённый в Петербурге
Начался фестиваль спектаклем петербурженки Ольги Виноградовой «Слова, которые мы не сказали». Зрители увидели балет-раздумье, балет-притчу, который предложил новое прочтение шекспировского «Гамлета». Это осмысление в танце вечных истин, поиска правды, любви, смысла жизни. Здесь звучит дуэт мужчины и женщины, где решается: быть им вместе, дополняя и поддерживая друг друга, или вести эту борьбу-поиск в одиночку.Танец сопровождали видеозарисовки, снятые в северной столице, – здесь параллельно существовали две реальности. И уже город с его улицами, архитектурой, кладбищенскими надгробиями, среди которых ступал Человек, врывался в пространство зрительного зала.
Вечная тема любви
Современная хореография переворачивает устоявшиеся представления о танце. Эмоции начинают ломать сознание, многое почти не поддается пониманию.Очередной сюжет приковывал взгляд: костромчанка Мария Качалкова презентовала спектакль «Русская красавица». На сцене минимум декораций: где-то высоко под потолком из открытого окна лился поток света, а сверху спущены несколько канатов. Они словно ограничители свободы для героини. Женщина протестует, срывает их, но уничтожить их невозможно. Они остаются с ней как путы, как вериги, тянутся следом… Вокал в народном стиле повествует о трагедии любви.
А вы готовы рассказать о своём телесном опыте?
Труппа калужского Инновационного театра балета из ИКЦ (художественный руководитель Ксения Голыжбина) выступила вне конкурса, представив иммерсивный (от англ. immersive – погружение) социальный спектакль «Касание». Это грантовый проект, который калужане выиграли в 2019 году на фестивале творческих сообществ «Таврида-Арт» в Крыму.В основе постановки – реальные истории людей о тактильных ощущениях. Языком танца показано первое чувство, когда Он и Она растворяются друг в друге, воспоминание о беременности, общение с домашним питомцем, последнее прощание с ушедшим близким человеком... От артиста к зрителю, от человека к человеку тянутся нити. Невидимые и видимые. Эти нити в спектакле были реальны. Их держали в руках, образуя некую паутину. И каждый из присутствующих так или иначе был вовлечен в этот процесс. Жизни без прикосновений не существует, самое ценное в ней – человеческое тепло. С прикосновением передаются чувства любви, нежности, заботы.
– На протяжении всего действа меняется его настроение. Вначале оно очень своеобразное, потом все смеются, а в финале – задумываются, что же они испытывают при прикосновении. Мы называем свою работу спектаклем-исследованием, показываем его не первый раз, но всегда он трансформируется, выливается во что-то новое, – рассказала Ксения Голыжбина.
Екатерина Стегний, гость фестиваля, московский продюсер:
- Современный танец – он про красоту непохожести, красоту индивидуальности. Хореографы работают с философией сегодняшнего дня. Это размышление с помощью языка тела на какие-то злободневные темы. И в первую очередь личное авторское видение.
Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.