6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Чужой среди своих

16.10.2020
    На перемене он задирает уччащихся, на уроке ходит по классу, грубит, не реагируя на замечания. Одноклассники жалуются родителям, родители – учителям, учителя не знают, что делать. Общение между педагогами и родителями такого ученика, как правило, диалог взаимных претензий и упрёков.

   Кого защищать?

    - Сначала с такой ситуацией в классе столкнулся старший ребёнок: к ним в 1-й класс пришёл мальчик из другой школы, - рассказывает мама двоих детей Ирина. – По словам мамы, в прежней школе учителя не могли найти к нему нужный подход. Однако к концу первого класса стало понятно, что дело не в учителях. Успеваемость у мальчика была никакая, но главное – поведение. Он постоянно задевал других учеников, налетал на них, пытался обидеть. Мама обвиняла во всём учителей и в следующем году перевела его в другой класс. При этом ребёнок не был умственно отсталым. Но у него явно были проблемы: он не мог сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Мне кажется, ему нужна была несколько другая программа. Думаю, если бы мама работала над этим с помощью психологов, то и поведение бы наладилось, и с успеваемостью, возможно, было бы лучше. Подобная же ситуация возникла в классе у младшего. Там есть ребёнок, который поёт на уроках песни, ходит по классу. Родители других учеников пытались достучаться до мамы ребёнка. Учителя убеждали в необходимости обучения по индивидуальной программе. Но её позиция: он просто в сад не ходил, поэтому такое поведение, не привык.

    Ирина – человек адекватный. Поэтому ситуацию оценивает здраво, не обвиняя детей. Однако задача любого родителя – защищать своего ребёнка от возможной агрессии. Право на образование есть не только у «проблемных» детей.

    - Я понимаю: родителям бывает тяжело признать, что их ребёнок не такой, как все, - рассуждает Ирина. - Однако страдают в итоге обе стороны: вряд ли мальчику комфортно в классе, особенно если его постоянно переводят, и остальные ученики просто не могут нормально учиться.

    Решением проблемы может стать проведение государственной экспертизы, которая оценит состояние ребёнка. Процесс этот долгий и сложный, предполагает заинтересованность родителей всего класса, учителей и, конечно же, родителей ребёнка, без согласия которых она не проводится. А если они не согласны? Тогда ситуация остаётся прежней, и это в лучшем случае.

   Меж двух огней

    - У любого поведения есть предпосылки, - объясняет психолог, мама троих детей Анастасия ДАВЫДОВА. - Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, чем вызвано неадекватное или агрессивное поведение ребёнка. Среди возможных причин может быть и реакция на среду, в которой живёт ребёнок, или расстройство, связанное с адаптацией: развитие коры головного мозга у некоторых детей происходит медленнее, чем у сверстников.

    Определить истинную причину и исключить психическое расстройство может специалист: нейропсихолог, клинический психолог, педагог-психолог. И уже исходя из причины следует проводить коррекцию поведения. Возможно, ребёнку требуется обучение по адаптивной программе, которая предполагает более медленное погружение в материал, облегчённые задания и контрольные. А может быть, нужна психологическая коррекция. И если в школе нет квалифицированного специалиста, родителям стоит его поискать.

    Успешность коррекции во многом зависит от правильного взаимодействия педагогов и родителей. В школах же при возникновении подобных ситуаций часто действуют совсем по-иному: пытаются «выдавить» неудобного ученика в другую школу или на домашнее обучение. Родители соответственно занимают обороняющуюся позицию. В итоге диалога не получается, а страдают дети.

    - Одним словом, система адаптации таких детей в коллективе не отработана, - подытоживает психолог. - Здесь необходим грамотный подход. А много ли современные учителя знают о взаимоотношениях при таком поведении? Их этому обучают?

    Вопрос скорее риторический, а между тем опытный и грамотный учитель действительно может решить проблему.

    - У моего ребёнка в классе есть такой сложный мальчик, - рассказала знакомая. - Он пришёл в первый класс практически с полным отсутствием понимания, как надо себя вести. Сейчас он гораздо адекватнее, во многом это заслуга учительницы. А ещё её заслуга в том, что, хотя дети и не особо любят этого мальчика, при этом его не травят. Когда у ребёнка появились успехи в учёбе, дети очень радовались за него, поддерживали.

    Похожую историю описала и мама такого ребёнка Оксана:

    - Сын столкнулся с негативом в младших классах, причём негатив исходил от учительницы. У неё в то время были проблемы личного характера, а тут сложный ученик, к которому она оказалась не готова, тоже можно понять. Она категорично настаивала на домашнем обучении, её негатив поддерживали и ученики.

    Изменить ситуацию помогло общее собрание, на котором присутствовали директор школы и представители органов власти… Мальчика перевели в другой класс - и всё изменилось, в первую очередь благодаря новой учительнице.

    - Она действовала очень грамотно, - вспоминает мама. - Подготовила детей к появлению в классе сына с его особенностями. Во время урока параллельно занималась с ним по его индивидуальной программе. Новые одноклассники поддерживали и помогали. Учительница не раз повторяла: главное – создать в классе коллектив и доброжелательную обстановку. Я очень ей благодарна.

    Многие наверняка возразят: зачем вообще это надо? Какие-то адаптивные программы, отдельное внимание на уроке. Не проще ли таким детям обучаться дома?
  
    Возможно, проще. Однако проблемные дети вырастут и станут взрослыми, которые не видят границ, тогда воспитывать их и обучать нормам общения и вовсе будет поздно. В детском возрасте сделать это всё-таки можно. Конечно же, не принося в жертву здоровье и право на обучение других. Официально нынешняя система направлена на защиту детей. Но по-настоящему защитить каждого, разобравшись в ситуации с позиции взрослых людей, почему-то не получается – несмотря на индивидуальные программы и штатную единицу психолога в каждой школе.