28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Калужский художественный музей представил выставку тульского художника

11.09.2020
Экспозицию составили абстрактные полотна тульского художника Николая Ротко. Эти работы не связаны с предметным миром, в них – фантасмагория форм и цвета. Однако, ряд произведений все-таки позволяет что-то разглядеть. К примеру, натюрморт «Субботний вечер после бани». На первом плане – столовые приборы и фрукты, которые написаны очень ярко и живо. Постепенно реалистическая натура переходит в абстракцию, на полотне уже ничего нельзя понять, все очень зыбко и неясно.



Многие из представленных работ фрагментарны, они как бы состоят из цветных «осколков», хотя есть и лирические абстракции. Например, «Шахтерский поселок» или «Поселок Абагур» – обращение к образам малой родины. Здесь очень экспрессивно прописаны дома, заборы, люди...

Кстати, портреты, которые тоже включены в выставку, сделаны в похожей манере. Автор использует в них прием гротеска, сознательно преувеличивая форму, чтобы достичь более высокой эмоциональности.

Несколько картин посвящены цветам. Они «набросаны» широкими размашистыми мазками. Скорее всего, замысел автора – не вырисовывать каждый лепесток, а передать ту эмоцию, которую несет в себе это буйное весеннее цветение.

- В этих работах не нужно искать какую-то идею. Ее там нет. Их смысл – цвет, радость жизни, восхищение эмоциональным настроением, которое создается за счет красок. Все они несут какую-то эмоцию посредством цвета, - сказал куратор выставки Станислав Баранов.- Хотя в целом творчество Николая Ротко не оторвано от русских корней, прослеживается влияние отечественных художников. Так, в работе «Парусник» чувствуется «ранний» Рерих, который тоже когда-то писал парусники, храмы, похожие виды.


Есть в экспозиции картины, отражающие название выставки, – «Паломники», «Караван», «Путешествие Яка Якова» - метафоры жизненного пути и размышлений.

Для справки:
Николай Алексеевич Ротко родился в Новокузнецке. В данное время живет и работает в Туле. Его творческое взросление пришлось на 1960-е годы. Это было время нонконформизма в искусстве. Для многих художников тогда открылись большие возможности в живописном плане.
После окончания художественного училища в Иркутске Ротко попал в Сенежскую студию Е. Розенблюма, где занимались дизайнеры того времени. В дальнейшем мастера стала интересовать живопись.


Фото автора.