29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Как запретить охоту на белых ворон?

07.03.2019

Терпимость к агрессии

Специалисты утверждают, что школьный буллинг так или иначе касается практически всех детей. Для пострадавших это может обернуться глубокой психологической травмой, которая влечет за собой плохую успеваемость, отчуждение, риск суицидального поведения. У свидетелей травли накапливается чувство вины, беспомощности, вырабатывается терпимость к агрессии. У зачинщиков, как правило, растет чувство вседозволенности и безнаказанности. Для школы и конкретного учителя это, безусловно, подрыв авторитета.
Исследования психологов показывают, что изгоем или белой вороной в коллективе может оказаться абсолютно любой ребенок или подросток. Есть примеры, когда жертвой травли становились даже дети из вполне благополучных в социальном плане семей. Это легко может произойти, когда ребенок переходит из одной школы в другую или попадает в школу, как сейчас принято говорить, с трудным социальным контекстом.

Издевательства в интернете

Любопытно то, что сами дети-агрессоры не считают сплетни, унижения и издевательства над жертвами в социальных сетях травлей. Сотрудники телефона доверия отмечают, что многие дети травлю в интернете воспринимают значительно острее, чем прямое физическое насилие. В связи с этим отрадно, что в регионе растет число школ, особенно городских, где проводится мониторинг социальных сетей. Учителя (их становится все больше) создают ученические сообщества в соцсетях. По словам, например, директора калужской школы № 46 Валентина Бочаева, такие сообщества помогают детям сориентироваться в не всегда светлых морях интернета, помогают педагогам вытащить учеников из агрессивных групп и групп сомнительного содержания. Учителя, общаясь с детьми, подают им пример, как правильно себя вести, как надо общаться в виртуальном пространстве.

Антибуллинг

Кстати сказать, вопрос школьной травли затрагивался на межрегиональном форуме по предупреждению преступлений в подростковой среде, прошедшем недавно в Калуге. В нем приняли участие сотрудники следственных органов и психологи из Брянской, Тульской, Смоленской и Орловской областей. Специалисты психолого-педагогических служб делились опытом. Оказывается, в нашем регионе разработан социальный проект «Антибуллинг в школе - Калуга». Это совместная программа службы телефона доверия и общественного объединения психологов регионов России. Цель проекта - предотвращать травлю в общеобразовательных организациях, сотрудничая с учителями и администрацией школ, родителями и детьми. На данный момент разработана 32-часовая программа для повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-психологов.
Что же в первую очередь нужно делать, чтобы выявить и предотвратить травлю? Здесь самая большая беда, по моему мнению, кроется в том, что в большинстве случаев признавать данную проблему и нести за нее ответственность никто не хочет. Некоторые, в том числе и родители, вообще ничего страшного в этом не видят, считают, что надо воспитывать ребенка сильным, смелым, умеющим выходить из сложных ситуаций. Администрация школы не хочет выносить сор из избы, говорить о том, что в детских коллективах есть такого рода проблемы. Здесь очень важно понять: если не признать, что буллинг существует, то ни о какой борьбе с ним и речи быть не может.
Взаимоотношения в школьном коллективе - очень важный, сложный и болезненный вопрос, и мы на страницах «КГВ» обязательно продолжим эту тему.

По данным службы экстренной психологической помощи телефона доверия в регионе, около 35% детей и подростков испытывают серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. В 2018 году от 3 до 6% калужских школьников признавались, что стали жертвой травли.

Во многих странах пытаются бороться со школьным буллингом. Интересен опыт Великобритании. Здесь с 80-х годов прошлого века начали разрабатывать несколько довольно эффективных практик. С проблемами в детском коллективе разбираются учителя, которые предварительно проходят специальную подготовку. Самое эффективное средство против буллинга - устроить «очную ставку» нападающему и потерпевшему. Такой способ называется методом разделенной тревоги, где главная цель - наладить диалог между детьми. Каждую неделю в британских школах проходит урок «персонального и социального образования» (Personal and Social Education), где в том числе обсуждаются и взаимоотношения в коллективе. Иногда это абстрактные вопросы, но чаще в классе решают проблему конкретного ученика. Важно, чтобы все ученики класса занимались вместе на таких уроках - тогда подростки чувствуют себя командой, что снижает риск буллинга.