2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Школьные годы - чудесные...

21.08.2020
КЛАССНЫЙ ЧАС

2020-й с его коронавирусной экспансией выдался сложным для всех сфер жизнедеятельности страны. И участникам образовательного процесса он преподнес немало сюрпризов. Об этом и многом другом – наш разговор с директором Ульяновской средней школы, отличником народного просвещения, заслуженным учителем РФ Натальей АГАФОНОВОЙ.

Дети – всегда дети

- Наталья Степановна, в этом году исполняется 35 лет, как вы пришли работать в Ульяновскую школу, и 28 из них вы возглавляете коллектив. В какой период было сложнее работать?

- Дети во все времена одинаковые и всегда самые лучшие и любимые, потому что наши! Однако не скрою, в последнее время работать стало труднее. На мой взгляд, сложность современной образовательной системы в том, что в условиях быстро меняющейся действительности живое общение в школе сменяется алгоритмизацией и информатизацией. Сегодня учителям и ученикам приходится иметь дело с огромным объемом информации. К тому же увеличились требования к школе как со стороны государства, так и со стороны общества.

Родом из СССР

- Сейчас часто сравнивают образование в СССР и в современной России. В чем, по-вашему, отличия?

- Сами фундаментальные науки, которым обучают в школе, не претерпели существенных изменений. Поменялись приоритеты, причем не только государственные, но и общечеловеческие. Раньше была чрезмерная вовлеченность школы в политическую систему СССР (комсомольская и пионерская организации), но это компенсировалось воспитательной ценностью процессов. Впоследствии роль школы в воспитании в детях патриотизма, чувства долга, почитания родителей и старших земляков изменилась, стала менее существенной. Сейчас эта функция возвращается.

- Вы - историк, поэтому, конечно, уверены, что современному российскому школьнику необходимо хорошо знать историю своей страны. Но так ли это важно? Связано ли с этим самоощущение себя гражданином?

- Сейчас интернет формирует у молодежи ощущение единого мирового пространства, и некоторые считают гражданство всего лишь «техническим моментом», связанным с местом рождения и проживания. Но это не так. Только владея хотя бы основным багажом знаний об исторических событиях, можно осознавать свою культурную идентичность, чувствовать любовь к Отечеству и иметь гражданскую позицию.

Образование и самообразование

- Многие родители сетуют, что после работы им приходится дома с ребенком решать примеры или выполнять другие задания. Какова сегодня роль родителя и школы в обучении детей?

- Наш разговор снова возвращается к сложности программы и перегруженности детей, которым, конечно, помогают родные. Учеба – это труд, так было во все времена, а сейчас мы должны не только предоставить школьнику знания, но и научить его их применять, стимулировать к поиску способов выполнения тех или иных заданий. Больше, чем требуется, учитель не задаст. Мы - «государевы люди» и выполняем те стандарты и нормы, которые принимаются на государственном уровне.

- Насколько важно самообразование для современного школьника?

- Если ранее считалось, что самообразование - это удел гениев, то теперь это обычная необходимость. С развитием технологий привычная жизнь меняется очень быстро. И школьники отлично это понимают. Я часто советую старшеклассникам стараться самостоятельно, дополнительно и углубленно изучать то, что им нравится, что интересно и будет полезно в будущем. Для остальных предметов хватит и школьной программы. К тому же, как показывает практика, задания ЕГЭ не всегда из программы. Ну как тут без самообразования…

- В идеале к моменту окончания школы ребенок уже должен определиться с дальнейшей жизненной дорогой. Но взросление, как правило, происходит позднее. Бывает, люди ищут себя и в 30, и в 40 лет. Как вы думаете, может ли школа помочь человеку с самоопределением?

- В настоящее время проводится большая работа по профессиональному ориентированию учащихся. Есть программы, направленные на формирование стремления к успеху у каждого ребенка. Но ответственность за свою судьбу остается на каждом конкретном человеке. Обучение - это импульс к поиску собственной формулы счастья.

«Прививка» от вируса

- Минувший учебный год выдался, пожалуй, самым необычным, если не сказать, хаотичным из-за эпидемии коронавируса. С какими трудностями столкнулись школа и система образования в целом?

- Окончание учебного года оказалось для всех очень сложным. Ситуация менялась стремительно. Педагогам пришлось работать на так называемой удаленке. Экстренно осваивали новые программы и информационные платформы. Нагрузка на учителей увеличилась до предела. В силу обстоятельств дети сдавали работы не одновременно, как в классе, а кто когда мог. Возникали сложности с интернетом, ведь учащиеся проживают не только в Ульянове, но и в других населенных пунктах. Необходимо было грамотно и гибко составить расписание занятий для дистанционного обучения, постараться обеспечить ноутбуками тех, кто нуждался. Как бы ни было трудно, в результате все школьники были охвачены учебным процессом. Должна отметить, что наш коллектив достойно справился. Я благодарна всем учителям и сотрудникам за слаженную работу в этот период!

- Как вы оцениваете перспективы цифровой образовательной среды? Грядут ли перемены в образовании?

- На мой взгляд, электронное обучение в жизни детей присутствует в достаточной степени. Возможно, будут созданы еще какие-то единые информационные или рабочие сайты для школ всей страны. Но бесспорно и то, что в норме дети не должны обучаться дистанционно. Обучение - это еще и межличностное общение педагога и ученика, умение находиться в социуме, работать в команде.

Только вперёд!

- Что бы вы хотели пожелать учителям, ученикам и родителям накануне нового учебного года?

- Педагогическому коллективу, всем сотрудникам школы я хотела бы пожелать здоровья, терпения, успехов в работе, новых свершений и побед, взаимопонимания с учениками, коллегами и близкими. Пусть жизнь будет радостной и интересной! Учащимся желаю быть активными, деятельными и упорными. Задавайте вопросы, не ленитесь, двигайтесь к светлому будущему! Родителей прошу быть внимательными к детям, воспитывать в них доброту и уважение к окружающему миру и помнить, что ребенок в первую очередь берет пример со своей семьи.

Фото из архива редакции газеты «Вестник».