7 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Главная улика

21.08.2020
    Уголовные дела, связанные с безвестным исчезновением человека, относятся к разряду повышенной сложности. Главное затруднение в расследовании, как правило, вызвано отсутствием основной улики – тела потерпевшего. Чтобы собрать доказательства, изобличающие преступника, следователям приходится потратить много сил и времени.

    Об одном из таких непростых расследований нам рассказал следователь-криминалист регионального управления Следственного комитета России Михаил Сикулин.

   Пропавший без вести

    3 января 2018 года в полицию поступило обращение о пропаже без вести 19-летнего жителя Малоярославца. Молодой человек по имени Егор был единственным сыном одинокой женщины, которой так и не суждено было снова увидеть его живым. Через некоторое время мать скончалась, и поисками пропавшего парня продолжили заниматься только правоохранительные органы.

    Как водится в таких случаях, первым делом следователи проанализировали все возможные контакты пропавшего. Кое-что удалось выяснить. Оказалось, что накануне своего исчезновения парень уехал из города вместе с подругой своей матери. По имеющимся сведениям, направились они в гости к её знакомому Ивану, проживавшему в частном доме в садовом товариществе на территории района. Компанию им в новогоднем застолье составила ещё одна женщина.

    Во время посиделок между собутыльниками случился небольшой инцидент. Со слов присутствовавших, после него захмелевший парень покинул компанию и, как был, в тапках и без верхней одежды, ушёл в неизвестном направлении. В целом такое поведение укладывалось в характеристику молодого человека. Знакомые отмечали его пристрастие к алкоголю и склонность к агрессии. Егор нигде не работал, жил с матерью, часто пропадал из дома и мог отсутствовать по нескольку дней.

   «Детектор лжи»

    В связи с длительным отсутствием гражданина следственный отдел по Малоярославецкому району возбудил уголовное дело по признакам убийства. К расследованию подключились следователи-криминалисты регионального управления СКР. В дачном доме и на прилегающей территории были проведены обыски с использованием криминалистической техники, очевидцев ещё раз проверили на полиграфе.

    Прибор сделал своё дело – в словах спутницы пропавшего парня были выявлены признаки лжи. Женщина перестала отпираться и рассказала неизвестные подробности застолья. По словам свидетельницы, ссора возникла из-за того, что Егор стал требовать у неё деньги. В конфликт вмешался хозяин дома. Молодой человек воспринял это в штыки, несколько раз ударил защитника по лицу и вышел на улицу, чтобы уйти. Но 47-летний мужчина настиг обидчика возле дома и выстрелил в него из охотничьего ружья.

     Ещё живого Егора занесли на террасу. Там убийца заколол жертву штык-ножом и заставил свидетельницу помочь ему сбросить тело в заброшенный колодец на соседнем участке. Под угрозой смерти Иван велел ей молчать о случившемся.

    По ложному следу

    Следственная группа выехала на место преступления, но поисковые мероприятия успеха не принесли. Ни в указанном колодце, ни на участке, ни в доме трупа не было. Преступник принял меры предосторожности. Он перепрятал тело и даже перестелил пол на террасе дома. На изъятом у него штык-ноже следов крови тоже не оказалось.

    – Это дело запомнилось мне именно сложностью сбора доказательной базы. Преступника мы установили на первоначальном этапе, сразу после того как поняли, что исчезновение потерпевшего носит криминальный характер. Он жил один, был в разводе с женой, которая характеризовала его как человека скрытного, эгоистичного и лживого. Во время следствия все эти качества подтвердились. Он сознательно лгал нам, менял показания, вёл по ложному следу, – вспоминает Михаил Сикулин.

   Поначалу подозреваемый наотрез отрицал свою причастность к убийству. Однако после предъявления ему свидетельских показаний изменил тактику. Сознался и заявил, что вывез тело на санях вглубь леса, сжёг его и одежду, а кости закопал. Иван даже согласился указать место, где спрятал труп, однако в указанном им месте ни останков, ни следов кострища обнаружить не удалось.

    Поисковые мероприятия с привлечением полиции, военнослужащих и волонтёров тоже оказались безуспешными. Территорию лесного массива несколько раз тщательно прочесали. Сыщики использовали квадрокоптер, обследовали подозрительные места металлическими щупами – всё безрезультатно.

    Неподалеку от места происшествия были обнаружены восемь заброшенных колодцев со сточными водами, которые осмотрели с использованием специальной техники областного водоканала. Одна машина мощным напором воды поднимала со дна слой ила, другая откачивала его. Со дна одного из колодцев подняли останки костей, однако экспертиза показала, что они принадлежат собаке.

    А обвиняемый тем временем снова отказался от признательных показаний и заявил, что Егор уехал от него на такси.

    Тело и дело

    По оперативной информации, Иван был абсолютно уверен в том, что избежит ответственности. В разговоре с одним из собеседников он обронил фразу: «Нет тела – нет дела». Но упорство и дотошность следователей всё-таки принесли свои плоды. Во время беседы с родственницей предполагаемого убийцы они узнали о том, что раньше на его участке помимо домашнего туалета имелся ещё один – уличный.

   Проверка обвиняемого на полиграфе тоже показала, что искать надо на участке. Несмотря на все попытки сорвать исследование, фигурант ерзал на стуле, менял ритм дыхания, сам начинал разговор во время опроса – эксперту удалось получить «чистые» реакции и узнать, где спрятано тело.
 
   Тут же было принято решение ещё раз осмотреть приусадебный участок. Следователи-криминалисты тщательно обследовали каждый квадратный метр территории и наконец обнаружили выгребной колодец. Он был засыпан битым стеклом, кирпичом, минеральной ватой и тщательно замаскирован сложенными сверху досками, рубероидом и другим строительным материалом.

   Разобрав все эти нагромождения, сыщики нашли на дне колодца человеческие останки и фрагменты одежды. Молекулярно-генетическая экспертиза подтвердила их принадлежность пропавшему. С момента убийства прошло уже полтора года.

    Узнав об обнаружении трупа, обвиняемый вновь изменил показания. Свою вину Иван признал лишь частично. Выстрел из ружья он сделал, якобы опасаясь за свою жизнь, когда потерпевший бросился на него с топором. Но и эта версия была опровергнута собранными доказательствами.

    16 марта текущего года суд приговорил убийцу к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Фото из материалов уголовного дела.