15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Родом из родникового края

14.08.2020
    В селе Беляево Юхновского района 27 июля 2014 года на 98-м году ушел из жизни последний ветеран Аркадий Иванович Чирков. Именно о нём пойдёт сегодня речь в этом рассказе. В «Слове о полку Игореве» князь обращается к своей дружине со словами: «Лучше быть убитым, чем плененным». Увы, жестокую правду этих слов Аркадий Чирков познал на себе…

   «Призвали сразу…»

    В те страшные и теперь уже далёкие годы Великой Отечественной у страны была одна задача – выжить и победить. Если сорок первый год стал для нашей страны трагедией, то сорок второй отмечен катастрофой, когда в окружении оказались многие подразделения. Тернистым был путь простого солдата. Пример тому – судьба рядового Аркадия Чиркова, невольно оказавшегося в самой гуще событий 1942 года в плену.

     Аркадий Иванович родился 26 февраля 1917 года в деревне Яса Увинского района республики Удмуртия, что в переводе означает «родниковый край». Родители, мама Надежда Алексеевна, отец Иван Спиридонович, были колхозниками. Семеро детей в семье, Аркадий самый старший. В школу он ходил в другую деревню за пять километров, закончил пять классов. Вместе с родителями сеял, пахал, боронил, работал в колхозе. Как и все молодые люди, отслужил в армии, в пехотных войсках на Дальнем Востоке.

    О начале войны, 22 июня, он вспоминал: «Призвали сразу, собрали в глубоком лесу, там формировалась дивизия, было много лошадей. Повестку дали, пришёл – и на фронт». Воевал Аркадий Иванович в Калининской области (ныне она называется Тверской) на Калининском фронте, в 244-м кавалерийском полку. А так как ещё до войны он окончил годичную школу месячных курсов на отделении ветфельдшеров, на фронте служил в должности ветеринарного инструктора, лечил лошадей, смотрел за ними. «Это была моя обязанность», - говорил он.

    Война для ветеринарного инструктора Чиркова оказалась короткой. Вместе с 250 тысячами красноармейцев и командиров он попал в плен в июле 1942 года. У дивизии, в которой служил мой герой, была трагическая судьба - она оказалась в окружении.

   Плен

    Катастрофическая ситуация на советско-германском фронте летом 1942 года привела к захвату в плен миллионов военнослужащих Красной армии. В огромные котлы попадали дивизии, корпуса. Кому-то удавалось выбраться из окружения, а кто-то оказывался в руках врага…

    Воспоминания нашего ветерана о тех днях войны полны боли и горечи, комок к горлу подступал, когда он рассказывал о пережитых в окружении страданиях, о голоде, о пределе человеческих сил.

    – Гоняли нас по лесам, кругом немцы, тяжёлое отступление. С большими потерями догнали до Белоруссии, погрузили полный эшелон и повезли в лагерь для военнопленных в Барановичи.

    На территории Белоруссии пленные часто размещались под открытым небом или в переполненных неотапливаемых бараках и сараях. Аркадий Иванович оказался в тюрьме для военнопленных в Барановичах, где провел больше года. Из воспоминаний:

     – Скученность, антисанитарные условия, следствием которых стали сыпной тиф и другие заболевания, отсутствие медикаментов, холод, голод... Ходили в деревянных колодках. Охрана применяла оружие бесконтрольно… Местное население, прежде всего женщины, на глазах у которых гибли пленные, пытались в меру своих сил и возможностей, несмотря на охрану, снабжать нас продуктами. Когда наши войска прижали немцев, нас погрузили в вагоны для скота, и по железной дороге отправили в один из шахтерских городков Германии. Там находился лагерь для военнопленных. Его охраняли часовые. Он представлял собой открытое поле с проволочным заграждением. Условия были ужасные. Фашисты – изверги! Ежеминутно можно было наблюдать издевательства. За малейшее подозрение о попытке к бегству следовал расстрел. На сутки нам выдавали по 300 граммов хлеба и иногда горячую похлёбку.

    В плену Аркадий Иванович находился с 17 июля 1942 года по 6 апреля 1945 года. А дальше…

   Возвращение

    Дальше началась новая страница в жизни простого солдата Чиркова Аркадия Ивановича.

    Основная масса военнопленных попала на Родину в 1946 году. Вернулось почти два миллиона солдат. Люди проходили проверку в органах НКВД. Аркадий Иванович был направлен служить, в армии он пробыл до 1946 года, до демобилизации.

    Что делать потом? Бросить бы всё, сорваться к жене, к детям, ведь живой остался… Как родные? Но из Германии даже весточку отправить невозможно. До демобилизации Аркадий Чирков работал на кирпичном заводе, получил специальность, потом был переведен в Одессу, оттуда в Киев. Наконец увольнение в запас.

    Но на родине его уже никто не ждал. Мать умерла, отец погиб на фронте, братьев и сестёр разбросала судьба. Устав от неизвестности, потеряв все надежды на возвращение мужа, вышла замуж жена, ведь детей поднимать надо… Попробуй тут разберись! Запутала жизнь человеческие судьбы, закрутила, и нет виноватых… Но она и вознаграждает, даёт ещё один шанс. В школе товароведов Аркадий познакомился со своей будущей второй женой. С Зиной он будет жить в любви и согласии долгие-долгие годы. В 1953-м он приехал с новой семьёй в Беляево.

    За плечами у Аркадия Ивановича была долгая жизнь в окружении большой дружной семьи: дети, повзрослевшие внуки, правнуки, праправнуки. Шёл он по жизни со своей крылатой поговоркой: «Я ещё не старый, мне и ста лет нет». И правда, до последних дней за хозяйством присматривал, снег чистил, газеты читал и мудрые советы молодым давал…

    Когда-нибудь вслед за Аркадием Ивановичем Чирковым от нас уйдут последние ветераны Великой Отечественной войны, и мы уже никогда не сможем поблагодарить тех, кто спас нашу страну и этот мир. Не опоздать бы…

Однажды вы проснётесь на рассвете
От необыкновенной тишины,
И вдруг поймёте: нет на белом свете
Последних ветеранов той войны.