20 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Храните ваши денежки…

31.07.2020
     В областном центре зафиксирован значительный рост случаев мошенничества, когда под ударом оказываются банковские сбережения граждан. Об уловках преступников и о том, как обезопасить свои сбережения, рассказывает заместитель начальника отдела уголовного розыска УМВД России по г. Калуге Денис Тришин.

   Как это действует

    - Схема, по которой преступники обманывают доверчивых граждан, довольно проста и известна многим. Потенциальной жертве поступает телефонный звонок с незнакомого номера. Собеседник называет себя представителем службы безопасности того или иного банка и сообщает о зафиксированных подозрительных операциях по переводу денег со счёта их клиента. Сразу же интересуется, не проводил ли гражданин недавно каких-либо операций со своими средствами.
    
    Получив отрицательный ответ, он тут же предлагает взволнованному человеку провести ряд операций, которые якобы помогут обезопасить его капиталы. В процессе общения потерпевший называет мошенникам номер своей карты, и поступающие на его телефон коды доступа к ней. После этого злоумышленник без проблем переводит все деньги на свои счета.

    Как вариант, бывают случаи, когда мошенники убеждают потерпевшего самому снять деньги в банкомате и положить их на некий «резервный» счёт. Результат получается тот же - потеря всех накоплений.

   Сейчас этот вид мошенничества очень актуален не только для нашей области, но и для всех остальных субъектов Российской Федерации. По сравнению с прошлым годом только в Калуге количество таких преступлений увеличилось на 72 процента. Если год назад было заявлено 512 преступлений, то в этом году уже 882.

    Следует отметить, что увеличилась и их раскрываемость, которая в настоящий момент составляет 37 процентов. Конечно, это не тот показатель, к которому мы стремимся, но положительная динамика показывает, что мы работаем в правильном направлении.
  

   Пострадать может каждый

    - Проведённый нами анализ показал, что от таких мошенников страдают самые разные калужане, независимо от их пола, возраста и рода занятий, от 18-летних до пенсионеров. Более того, некоторые из них сами работают в банковской сфере, многие знали о подобной мошеннической схеме из телесюжетов и публикаций. Но, тем не менее, поверили злоумышленникам и в результате остались без своих накоплений.

   В беседах с сотрудниками уголовного розыска потерпевшие зачастую сами не могут объяснить, почему они согласились доверить конфиденциальную информацию о своих банковских счетах людям, которых даже в лицо не видели. Одни сетуют на спешку, вызванную стремлением сохранить свои деньги. Других сбивает с толку тот факт, что собеседники называют их по имени-отчеству и свободно апеллируют другими персональными данными человека. Нередко в получении этой информации им помогают сами потерпевшие. Достаточно зайти на страницы потенциальной жертвы в социальных сетях и внимательно ознакомиться с их содержимым.

    Довольно часто мошенники «забалтывают» свою жертву, не давая ей положить трубку и контролируя таким образом её действия. При этом ведут себя они подчёркнуто вежливо, демонстрируют хорошее знание банковских технологий, умеют на расстоянии обаять и расположить к себе собеседника.

    Нельзя сказать, что мошенники отдают предпочтение какому-то одному банку. Среди пострадавших клиенты различных кредитных организаций. Бывает, что злоумышленники непосредственно во время общения выясняют, клиентом каких банков является их собеседник, и исходя из этого строят свой разговор с ним.
Одна из самых крупных сумм, которую мошенники сумели похитить у жительницы Калуги, составила 1 млн 800 тысяч рублей. Пострадавшая женщина скопила её за многие годы работы в одном из северных регионов и в одночасье лишилась всего. Деньги она переводила в несколько этапов через разные банкоматы, расположенные на территории областного центра.
  

   География мошенников – вся Россия

    - Обычно все похищенные деньги переводятся на какой-то счёт, принадлежащий либо физическому, либо юридическому лицу, с которого они очень быстро обналичиваются. Установить, кто совершает такие преступления, довольно сложно. Полицейская практика показывает, что большинство сим-карт, с которых совершают звонки мошенники, приобретаются на имя случайных лиц, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками и ведут антиобщественный образ жизни.
  
    Если телефонный номер оформлен на юридическое лицо, найти автора звонка бывает ещё сложнее. Преступники специально создают фирмы-однодневки, которые пропадают сразу же после вывода денег. Либо используют IP-телефонию, когда организации посредством интернета предоставляется своим клиентам возможность совершать звонки из любой точки России, и отследить его местоположение практически невозможно.

    Успех в расследовании подобных уголовных дел во многом зависит от проводимых сотрудниками полиции оперативно-разыскных мероприятий. Банковская тайна у нас в стране охраняется законом, поэтому для получения необходимой информации следователю приходится направлять специальный запрос.

    Следует учитывать и то, что калужан среди этих мошенников очень мало. Подавляющее большинство звонков поступают к нам из других, зачастую весьма отдалённых регионов. Их география охватывает едва ли не всю Россию. В рамках расследований калужским оперативникам приходилось выезжать в Москву, Чебоксары, Самару, Челябинск, Пензу и другие города.

   Как обезопасить свои сбережения

    - Наш главный совет людям, которым звонят такие «банковские работники», не слушать их советы и не предпринимать никаких поспешных действий. Первое, что необходимо сделать в подобной ситуации, позвонить самому по телефону горячей линии, который указан на вашей банковской карте, либо подойти в ближайшее отделение банка и уточнить, какие операции проводились с вашими счетами.

    К сожалению, многие наши люди поступают наоборот. Сначала выполняют все инструкции мошенников, потом начинают сомневаться «А вдруг меня обманули?» и только после этого обращаются в банк. Поэтому потерпевшим следует помнить, что сразу после перечисления средств у них ещё есть некоторое время на то, чтобы отменить своё решение. Для этого надо как можно быстрее связаться со своим банком, объяснить ситуацию и отменить операцию.

    В ряде случаев, когда у банков есть основания полагать, что они имеют дело с мошенническими действиями, они сами блокируют перевод денег на другой счёт и присылают смс-уведомление владельцу счёта.