Суверенная Шоколандия
24.07.2020
Одним из самых желанных сладких подарков во времена моего советского детства были шоколадные фигурки. Тогда, в эпоху тотального дефицита, Дедов Морозов, Снегурочек, зайцев в шуршащей фольге родители привозили из столицы. Долго, долго украшали они потом сервант, потому что есть маленькие шедевры было очень жалко. Времена изменились, но отломить кусочек от шоколадных грёз, какие делает, например, Ирина Мельник из Людинова, тоже не сразу поднимется рука.
Учите матчасть
Увлечение Ирины началось с… оружия. Близилось 23 Февраля, и она искала подарки для папы, мужа и старшего сына. Хотелось порадовать их чем-то оригинальным. В итоге заказала для них через интернет шоколадные пистолеты с патронами, шоколадные инструменты. Мужчины остались очень довольны. «Почему бы не попробовать сделать шоколадные фигурки самой», - подумала Ирина. Технология казалась несложной - растопил, залил, остудил. Сайтов, предлагающих сырье и оборудование, достаточно.- Думала, что все будет как с мылом ручной работы, которым я занималась раньше: растапливаешь основу, добавляешь красители, ароматизаторы, разливаешь, даёшь застыть - и готово, - рассказывает Ирина Мельник. - На деле работать с шоколадом оказалось гораздо сложнее. Это капризная субстанция. Из шоколада нельзя лепить, как из пластилина или глины, вырезать, как из дерева. Шоколадные фигуры можно только отливать. Причём самое важное – соблюдение температурного режима. Плюс-минус градус - все пойдёт насмарку. Перегреешь при растапливании – вообще можно выбрасывать. Недостаточно холодно при застывании - будет липнуть к рукам, не вытащишь из формы.
Первое время у нашей мастерицы руки опускались. Благо домочадцы принимали ее шоколадные опыты с энтузиазмом, особенно сын и дочка. Даже неудачи - хороший повод для чаепития. Выручил интернет - помог найти единомышленников. Опытная шоколадница из Костромской области поделилась видео-уроками, по которым училась сама. А скрупулезное отношение к процессу у Ирины, экономиста–бухгалтера, профессиональное. И вот наконец расцвел маленький шоколадный бутон. Ровненький, без сучка и задоринки, выскочил из формы.
- Становишься настоящим технологом на кухне, - считает она. - Сам процесс завораживает, но все время переживаешь за результат. Вытаскиваешь из формы, сердце замирает - получилось ли? Так радуешься, если все удаётся.
Сладкие традиции
Детство Ирины пришлось на 90-е годы. В 1994 году, после распада Советского Союза, ее семья переехала из Крыма, где служил отец, на его родину, в Людиново. Российский рынок наводнили импортные сладкие батончики, шоколадные яйца с игрушками внутри. Кстати, последние - не заграничное изобретение. Пасхальные яйца с сюрпризами можно было купить в кондитерских дореволюционной России более века тому назад. Ими славилась фабрика Иоганна Леопольда Динга и другие.- Моими самыми любимыми лакомствами остаются мороженое и настоящий шоколад, - поделилась Ирина. - Из того, с чем сейчас работаю сама, больше всего нравится молочный и апельсиновый.
Сегодня многое можно сделать на собственной кухне. Опыт, терпение и вдохновение помогают творить удивительные вещи. Самой сложной своей работой Ирина Мельник считает ведерко с розами. И каждый цветок, и ёмкость пришлось отливать отдельно, а потом скреплять с помощью жидкого шоколада. А самой капризной оказалась шоколадная туфелька - исполнить её в совершенстве пока не удаётся. Своей очереди ждут шоколадные рыба и раки. Это будет подарок дяде - такого «улова» у заядлого рыболова точно не было.
- Работа с шоколадом для меня отдушина, - говорит Ирина. - После десяти вечера, когда дети легли спать, начинаю «колдовать».
Жизнь, как и шоколад, имеет свою горчинку, иногда такую сильную, что заглушает сладкий вкус. Мир меркнет, когда болеет ребенок, супруг. Помогают нести тяжесть бытия, казалось бы, мелочи - музыка, рукоделие, запах шоколада… Ирина об этом хорошо знает.
Шоколад появился в России при Петре Первом. Тогда его употребляли жидким. А при дворе существовала должность «кофишенк» – человек, ответственный за чай, кофе и шоколад. Шоколадные фигуры известны с середины XVIII века.
Фото из личного архива Ирины Мельник.