У закрытого неба
03.07.2020
Планы рушились как карточный домик. Когда из Китая стали приходить тревожные вести о том, что вспышка неизвестной болезни превратится в проблему всемирного масштаба, никто не предполагал, что все будет так серьезно. Поездку в Лаос сотрудники института естествознания КГУ планировали давно. Уже более десяти лет они ведут исследования здешней флоры и фауны. Доцент Евгений Константинов, аспирант Анатолий Чулисов, Тхилапонг Вонгса, студент из Лаоса, который учится в КГУ, приехали сюда в начале марта. Планировали поработать месяц, а в середине апреля вернуться обратно. Но 4 апреля Россия закрыла авиасообщение с зарубежными странами…От туристического бума вдалеке
Хвала прогрессу! Он позволяет поддерживать связь даже с теми, кто находится от тебя за семь тысяч километров с разницей во времени 4 часа (такова она между Москвой и столицей Лаоса Вьентьяном). Мы смогли побеседовать с руководителем калужской экспедиции доцентом Евгением Константиновым и узнать последние новости. Конечно, волновала в первую очередь эпидемическая обстановка в Лаосе.– Сейчас здесь довольно спокойно. За весь период пандемии в Лаосе было выявлено всего 19 зараженных. Как только появилась информация о вспышке коронавирусной инфекции в Китае, были закрыты не только государственная граница, но и сообщение между районами страны, – ответил Евгений Львович. – Думаю, свою роль сыграло и то, что Лаос не является такой популярной у туристов страной, как, например, Таиланд.
– Много ли на улицах людей в масках?
– Когда ограничительные меры были только введены, их было немало. На данный момент маски носят немногие жители Лаоса. Это связано и с улучшением ситуации, и с тем, что маска по здешним меркам – вещь недешевая. Работают предприятия, рынки, магазины. Но поездки в другие населенные пункты ограничены.Когда материал готовился к печати, пришло сообщение, что последний пациент, лечившийся от коронавирусной инфекции в Лаосе, выписан из больницы после двух отрицательных тестов. Новых заражений в стране не было почти два месяца (58 дней).
Лаос одним из первых в Юго-Восточной Азии ограничил въезд из-за границы и ввел обязательный карантин для всех прибывающих из-за рубежа, самоизоляцию в городах и ограничения на передвижение между провинциями.
Гекконы не ушли на карантин
Говорят, почти из каждого лимона можно сделать лимонад. Калужские биологи, несмотря на все коронавирусные «фокусы», продолжили работу. Подтверждение тому – подготовленные к печати две статьи для авторитетных научных журналов, в которых проанализированы последствия проживания гекконов на загруженных городских улицах Бангкока, Пномпеня и Вьентьяна. Ящерки, привлеченные удобствами города, расплачиваются своим здоровьем, приобретая, пусть и единично, но различные аномалии: лишний или недостающий палец, раздвоение хвоста и т.д.– До того как были введены ограничительные меры, нам удалось побывать в самой южной провинции Лаоса – Аттапы, продолжить работу по изучению домовых гекконов во Вьентьяне, – продолжает Евгений Львович. – Даже после введения карантина нам удалось побывать на водопадах плато Болавен. Сейчас в Лаосе сухой сезон сменяется влажным. Природа оживает, начинают цвести разнообразные растения. Города расцвечены яркими тропическим цветами делониксов и кассий. Я первый раз наблюдаю в Лаосе этот период так долго. Все меняется каждую неделю. Настоящий подарок нам от тропиков.
В ожидании стальной птицы
Сейчас за рубежом остаются немало россиян. Среди них и те, кто опрометчиво отправился в турпоездку, и те, кто, как наши биологи, выехал работать, учиться. С постепенным снятием ограничительных мер появилась надежда на возвращение домой.– Во многих странах с началом пандемии отношение к иностранцам резко изменилось. Как вы живёте в Лаосе?
– За годы работы мы полюбили эту страну, и она ответила нам взаимностью. Отношение осталось таким же хорошим. Когда выяснилось, что в ближайшее время мы не сможем вернуться, нас поселили у себя родственники нашего студента и гида Тхилапонг Вонгса. Даже платы за жилье не взяли. Мы живём на юге страны в городе Паксе, это в 600 километрах от столицы Вьентьяна.– Как университет отреагировал на вашу затянувшуюся экспедицию?
– Мы находимся, спасибо интернету, в постоянном контакте с университетом. Можно сказать, нас перевели на удаленную работу с сохранением заработной платы. Благо средства связи позволяют активно участвовать в жизни университета: занятия, советы и т.д. Ну и командировочные подкидывают.– Каковы ваши перспективы вернуться домой?
– Нас поддерживает российское консульство в Лаосе. Насколько мне известно, в стране из-за карантинных ограничений задержались ещё восемь наших соотечественников. Дело в том, что прямого авиасообщения у Лаоса с Россией нет. Лететь надо через Вьетнам или Таиланд. Планируется, что с 1 июля откроется сообщение между Лаосом и Таиландом и мы наконец вернёмся домой.– Ждём вас на Калужской земле.
Фото из личного архива Е. Константинова.