7 мая, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Укрощение строптивых

03.07.2020
    Российская статистика травм среди мотоциклистов на фоне европейской выглядит весьма неутешительно. Причём количество дорожно-транспортных происшествий с участием всадников на железных конях с каждым годом только увеличивается пропорционально росту популярности этого вида транспорта.

   Мото опаснее авто

   Байкеры из наукограда организовали интенсив для начинающих мотоциклистов, среди них есть и немало детей, которые только начинают знакомство с мототехникой через скутеры. Опытные байкеры рассказывают и, главное, показывают все хитрости, которыми должен владеть мотоциклист, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь других участников движения.

    Мотовладельцы чаще других попадают в аварии и чаще других погибают уже хотя бы потому, что автовладельцы гораздо лучше защищены. К их услугам ремни и подушки безопасности, да и сам корпус машины. Мотоциклист должен помнить, что лишён этих прелестей. Малейшая ошибка – и ты отправляешься в полёт без парашюта. Заканчиваются такие полёты весьма плачевно. Тут наколенники и шлем спасают нечасто.

    Эксперты называют несколько причин таких ситуаций. Главная – некачественная подготовка в автошколах. И даже не все автошколы Обнинска обучают на профильную категорию. А там, где есть такая специальность, нет достаточной технической базы.

    Российские автошколы пока что готовят мотоциклистов только на площадке, и экзамены они сдают там же, без выезда в город. Поэтому, когда свежеиспеченные мотоциклисты оказываются в потоке, выясняется, что они ничего не умеют.

    Чего не хватает многим новичкам, так это, как ни странно, навыков вождения автомобиля. Без этого, поясняют энтузиасты, мотоциклист не сможет правильно выстроить карту движения и предугадать манёвры окружающих водителей. Это значит, что детям вообще лучше воздержаться от поездок на двухколёсном транспорте, за исключением разве что велосипеда. Да и этим транспортом тоже нужно уметь пользоваться.

    Было бы не лишним перенять опыт других стран, где мотоциклистов готовят так же тщательно, как и автомобилистов. И экзамены принимаются с выездом в город. При этом машина экзаменатора следует за студентом и оценивает его действия.

    Кроме того, идеальный вариант подготовки мотоциклиста – постепенность, считают авторы тренинга. Начинать с малой кубатуры и постепенно её наращивать. Но на такую подготовку может уйти два-три года. А соблазн так велик!

    Пересев с учебного мопеда на серьёзного «мустанга», новички просто не могут справиться с его весом, мощностью. Не говоря уже о том, что есть среди любителей быстрой езды и те, кто пренебрегает средствами защиты, как, впрочем, и самой учёбой. Ну в самом деле – чему там учиться? Вот стартёр, вот газ, вот тормоз. И погнали! А шлем – это второстепенная подробность, которая только мешает почувствовать кайф. Куда лучше гнать со скоростью ветра, так чтобы волосы развевались. Невольно чувствуешь себя птицей. Здорово же!

    Но такие птицы, говорят байкеры, взлетают высоко и долго не живут.

    Впервые такой мастер-класс байкеры организовали в прошлом году и провели пять встреч в течение лета. В этом году планируют не меньше одного раза в месяц. Многое тут зависит от погоды и места. Ведь специальных тренировочных трасс у байкеров нет. Собираются где придётся и надеются, что их забота о безопасности движения и жизнях его участников будет поддержана властями и они найдут постоянное место для тренировочного полигона. 

   На голом энтузиазме

    – Эти мастер-классы решили проводить, глядя на ужасающую статистику автокатастроф с участием мотоциклистов, – говорит один из организаторов Сергей Стаценко. – Я этим занимаюсь для того, чтобы люди научились более или менее уверенно водить мотоцикл, потому что на сегодня культура вождения, в частности в Обнинске, на очень и очень среднем уровне.

    То, что должны делать автошколы, берущие деньги за обучение, байкеры делают на голом энтузиазме, раскрывая тайны этого популярного и опасного вида транспорта.

    Экстренное торможение, экстремальное вождение и многие другие нюансы владения железным конём опытные байкеры передают менее опытным вне зависимости от возраста. Один из тех, кто решил воспользоваться мастер-классом, – Александр Ромашин, уже не подросток и к тому же опытный водитель. Но и ему потребовались подсказки.

    – Как только я пересел с автомобиля на мотоцикл, – делится он своими впечатлениями, – у меня в сознании появилась мысль, что все на дороге хотят меня убить. Я почувствовал себя как бы раздетым и очень уязвимым. Сидя за рулем мотоцикла, нужно быть на пять шагов впереди текущей обстановки и понимать, что малейшая ошибка чревата смертью. Причём не только моей. В автошколе я обучался, чтобы водительское удостоверение получить. А вот по-настоящему понимать свой мотоцикл я научился только благодаря этим ребятам на их мастер-классах.

    Александр уже год управляет мотоциклом и даже не знал, что в Обнинске существует такое движение. Признаётся, что найти классного инструктора в наукограде практически невозможно. И только случайно через соцсети узнал об этом интенсиве.

    – Сегодня новички практически предоставлены сами себе после школы, – говорит Александр. – Выжил в первый год – хорошо. Так что огромное спасибо этим ребятам, что они тратят своё время на нас и пытаются уберечь от ошибок.

Фото: Антон БОГУН.