3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

На Луну с Циолковским

03.07.2020
   Первый советский научно-фантастический немой фильм «Комический рейс» вышел на экраны 21 января 1936 года. Увы, сам калужский учёный не дожил до первого кинополёта.

   Путь в космос

    В 1930-е в Калугу несколько раз приезжала группа кинематографистов из «Мосфильма». Нужна была грамотная консультация перед съемками первого фильма о полете в космос.

    Вот что вспоминал об этой исторической встрече писатель, киновед и сценарист Виктор Шкловский: «В Калуге стояла осень. В тот день в домике у Оки Циолковские рубили капусту. Встреча была необычной. В палисаднике стоял велосипед. На толстой железной проволоке висела керосинка. Хозяин не без гордости показывал ножи и вилки из первой советской нержавеющей стали. Циолковский заметил, наконец-то наши металлурги научились делать металл для постройки дирижаблей и ракет».

    Во время чаепития гости засыпали вопросами Константина Эдуардовича. Мир космоса для них был неведом. Как показать его зрителю?

    В основу сценария фильма лег роман Жюля Верна «Из пушки на Луну». События происходят в 1946 году в Москве, в Институте межпланетных сообщений. Ракетоплан «Иосиф Сталин» полетел на обратную сторону нашего спутника. В полет отправляются академик Павел Седых, его ассистентка Марина и мальчик-изобретатель Андрюша Орлов. Испытание проходит успешно, и на Землю поступает долгожданный сигнал – слово «СССР». Путь в космос открыт!

    Как рассказывал сам Циолковский, ознакомившись со сценарием, ему сначала хотелось увидеть на экране чисто научный фильм. Он верил в силу кинематографа. Но понимал, что такое кино будет доступно лишь узкой аудитории специалистов. Фильму научно-фантастическому о межпланетных путешествиях был бы гарантирован успех.

   Настоящий «Салют»

    Сначала Циолковский послал режиссеру Василию Журавлеву свою брошюру «Цели воздухоплавания». И пообещал составить через десять дней альбом из тридцати рисунков ракетоплана. Их сопровождали еще и его подписи. Затем они увидели свет в книге ученого «Труды по ракетной технике», изданной в 1947 году.

    Художник Юрий Швец и оператор-постановщик Александр Гальперин учли все детали, предложенные изобретателем из Калуги. Поэтому научная сторона фильма была почти безупречной.

Для съемок сцен в невесомости впервые использовали специальные технические средства. Кадры были настолько достоверны, что космонавт Георгий Береговой спустя годы скажет:

    — На нас потрясающее впечатление произвело «плавание» экипажа в состоянии невесомости: все было снято настолько точно, что можно было принять кадры за документальные, снятые внутри «Салюта».

    Что еще предугадал наш знаменитый земляк? Во время взлета ракеты у нее плавно отваливается первая ступень. На Земле не видно обратной стороны Луны, у которой нет атмосферы. В космосе есть невесомость. Возвращаться на землю космонавты будут с помощью большого парашюта. Поэтому в титрах в числе сценаристов фильма стоит имя технического консультанта — Константина Циолковского.
    
    И когда спустя три десятилетия после выхода фильма на Луну отправятся первые астронавты, никому и в голову не придет посмеяться над мечтателем из Калуги!

Иосиф Сталин лично утвердил сценарий фильма и смотрел его неоднократно, восхищаясь научной прозорливостью Циолковского. Первые премьерные показы принесли картине заслуженный успех. Те, кто детьми посмотрел этот фильм на экране, позднее нередко становились советскими инженерами – покорителями космоса.

В фильме разгонный участок ракетоплана примыкает к грандиозному зданию — главной архитектурной утопии прошлого века — Дворцу Советов (высота 415 метров). К его проектированию вернулись перед съемками фильма. 

Как верно подметили уже в наше время телезрители, к шлему лунного скафандра космонавта подходили четыре трубки, словно «наряд» Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента» знаменитого режиссера Люка Бессона!