2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Обучение через мучение

03.07.2020
    О проблемах дистанционного обучения на страницах «КГВ» мы уже неоднократно писали. Приводили мнения родителей и детей, говорили, с какими трудностями пришлось столкнуться из-за внезапного перехода на удаленку. Сегодня снова возвращаемся к этой теме и расскажем, что думают про дистанционку учителя. Откликнулись педагоги разного возраста как из города, так и живущие в сельской местности.

   Удар по живой педагогике

    Начать хотелось бы с того, что в социальных сетях приходилось читать, что удаленка стала для некоторых учителей буквально каторгой! Так отзывались, например, те, кому в эту горячую пору пришлось совмещать в себе родителя и учителя, который должен быть полнейшим авторитетом для ребенка. Теперь уже очевидно, что дистанционка особенно болезненно ударила по педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, творческих дисциплин. На наших глазах новая реальность, по-видимому, стала безжалостно разрушать стереотип об исключительности «живой» педагогики. Из-за пандемии коронавируса за два месяца в российской школе начала складываться дистанционная модель обучения. Спешно приходилось наращивать материальную и инфраструктурную базу. На ходу и тоже дистанционно, зачастую силами самих школ, более молодых учителей, проводилась переподготовка опытных коллег, так сказать, старой гвардии.

    «Сетевой город» неудобен Карина Г., учитель информатики:
    - В селе, где я преподаю информатику, приходилось пользоваться мобильным интернетом, поэтому организовывать групповые созвоны и вести уроки онлайн не получалось. Приходилось искать подходящие видеоуроки в сети или записывать собственные, дополнять их кратким теоретическим конспектом. В содержании урока оставалось только самая необходимая, четко сформулированная информация. Платформа «Сетевой город», к сожалению, также оказалась не очень удобным инструментом, тесты было проще выслать каждому ученику в Ватсап.

   Недостаточный опыт

    Марина В., учитель начальных классов:
    - Трудности заключались прежде всего в недостаточном опыте. В какой-то момент на первый план выходит недостаточное знание инструментария, а не методика и цели обучения. Трудно удерживать внимание и мотивировать ученика, особенно начальных классов, который не имеет достаточно волевых качеств для продуктивной работы в домашних условиях. Возникают трудности в фиксировании времени обучения и получении обратной связи, ведь это в большей степени зависит от наличия свободного времени у родителей. Были также сложности, связанные с недостаточным техническим оснащением и тем, что большинство учебных платформ не справляется с нагрузкой во время массовых подключений.

   Учитывать особенности детей

    Ольга А., педагог-психолог:
    - Адаптация к новой системе нужна как детям, так и учителям. Отдельно необходима психолого-педагогическая и методическая поддержка родителей: они не были готовы к такой ситуации. Особо нужно отметить детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, дети с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью, слабовидящие и слабослышащие не могут самостоятельно учиться. Им необходима совместная с педагогом практическая работа или обязательное присутствие родителей, возможно, обучение родителей. Нужно учитывать и индивидуальные психофизиологические особенности детей, которым сложно учиться в таком режиме.

   Нехватка техники

    Галина Г., учитель математики:
    - Самая первая и, наверное, главная проблема - это нехватка техники и перебои в работе интернета. Для учителей важен личный контакт с детьми, чтобы расположить их к учебе, к предмету. Однако при дистанционке дети чаще заходят на платформу без видеосвязи, ссылаясь на слабый интернет. Исчезает возможность проконтролировать правильность записи в тетради, увидеть, все ли успели и все ли поняли. Образовательные платформы оказались перегружены, нет единого канала связи учителей с детьми, где учителя могли бы выдавать задания и куда ученики отправляли бы выполненные работы на проверку. Делать это в электронном журнале неудобно: каждая работа может занимать несколько страниц, размещённых в разных файлах.

   Танцы в интернете

    Дарья О., педагог дополнительного образования, руководитель студии танца:
    - В хореографическом направлении сложности возникли при отработке и постановке танца, ведь репетировать полноценно можно, только находясь в зале вместе с детьми. В формате видеоконференций сложно проследить за точностью и правильностью выполнения танцевальных движений. Поправить положение руки, ноги или головы возможно только словесно, но объяснения не всегда бывают понятны детям, необходимо тактильное взаимодействие между педагогом и учеником. При обучении по видеоурокам, которые являются одной из основных форм дистанционной работы хореографа, от ребенка тяжело получить обратную связь (запись выполненных упражнений).

   Нужна помощь родителей

    Дарья Б., педагог дополнительного образования начального технического моделирования и оригами:
    - Большая проблема – отсутствие полной материальной базы как у детей, так и у педагогов. Речь идёт не только о компьютерной технике и интернете, но также и о материалах, необходимых для занятий (разные виды бумаги, клей, чертёжные инструменты, краски). К сожалению, большинство семей этого не имеют, более того, родители дома не дают детям такие материалы по разным причинам – не умеют с ними работать сами, боятся, что дети могут что-то испортить. Ученики начальных классов не могут самостоятельно заниматься. В случае сбоя в интернете и необходимости снова подключиться, у них возникают сложности, при этом, вполне понятно, теряется часть занятия. Не все дети могут самостоятельно сфотографировать и отправить результат на проверку, нужна помощь старших. У педагога отсутствует возможность оказания «помощи руки» (показать правильную технику, проконтролировать правильность выполнения действий, поправить работу).

    «Компьютерофилы» наступают?

    И все же, несмотря на все сложности, у дистанционки, пусть не в таких масштабах, но определенно есть будущее. Невольный эксперимент показал ее несомненные плюсы. Онлайн-технологии содействуют доступности качественного обучения для тех детей с ограниченными возможностями, которые не могут обучаться очно. И учителям это тоже оказалось на руку. В тех случаях, когда ребенок по болезни или по каким-то другим причинам находится на домашнем обучении, педагоги могут не ходить к ученику домой и провести урок через компьютер. Экономится время на дорогу, и преподаватель получает больше времени на занятие с учениками. Думается, что теперь учителя обязательно возьмут это на вооружение.

    Теперь, очевидно, задача состоит в закреплении информационных навыков и их дальнейшем развитии. Следовательно, этому придется уделять повышенное внимание на курсах повышения квалификации. И большинство учителей согласны, что качественные электронные курсы, созданные профессионалами, могут стать существенным подспорьем в будущем. 

    Но в погоне за улучшением качества дистанционки важно не забыть, что школа – это не только место для обучения наукам, накапливания знаний. Это важнейший социальный институт, где каждый день ребенок и подросток делают для себя новые открытия, встречаются с трудностями и учатся их преодолевать. Мое личное мнение: без общения с учителем вживую, даже при ультрасовременных компьютерных технологиях, настоящее обучение и, в первую очередь, воспитание человека и гражданина просто невозможны.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН и из открытых источников.