Вокзал для путешествий в прошлое
25.06.2020
Минувшей зимой калужские социальные сети облетела новость: на станцию Калуга-1 пригнали настоящий паровоз! А вскоре еще один!Приятной неожиданностью оказалось внимание к машинам у молодых калужан: многие специально ездили, чтобы увидеть «ветеранов» и сфоткаться на их фоне. Знатоки относились спокойнее: оба паровоза серии «Л» (от фамилии конструктора Лебедянского) – уже послевоенные, последние паровозы СССР, работали вплоть до 1970-х, некоторые и сейчас в строю. Как поясняли железнодорожники, один из прибывших на ремонт паровозов как раз где-то водит туристский ретропоезд, а второй, по сообщению местного телевидения (02.02 2020), предполагалось поставить на вечную стоянку к 9 Мая. Увы, вероятно, из-за режима повышенной готовности намерение это не осуществилось. Будем надеяться, что это только отсрочка.
В самом деле – давно пора! В Тульской области мне известно по меньшей мере 7 (!) железнодорожных машин-памятников включая такие интересные, как довоенный паровоз ФД на Узловой, «Воинский эшелон» в Белеве и автомобиль-бронедрезина в Веневе. А у нас доступных для обозрения – ни одного! (Стоящий на той же Калуге-1 «обрубок» паровоза Су техническим памятником назвать стыдно – он справедливо критиковался еще в советское время.) Что уж упоминать о ретропоезде на паровой тяге, разговоры о котором ведутся уже много лет, а при этом в начале 2000-х была разобрана на металлолом будто специально предназначенная для туристских покатушек линия Брянск - Дудоровский с действовавшими механическими семафорами. Посмотреть на них приезжали издалека!
Но не будем о грустном. На территории области сохранились исторические железнодорожные «фишки», вполне достойные поездки выходного дня. Мы писали о небольшом музейчике в ДК в Сухиничах, есть неплохая железнодорожная экспозиция в Людиновском краеведческом музее. А из «настоящих» объектов прежде всего, конечно, вспоминаются здания вокзалов. Построенный в начале ХХ века «дворец» Калуги-1 знают, конечно, все, а вот о вокзалах в Козельске, Спас-Деменске, Сухиничах как о памятниках думают уже меньше – туристам их не показывают. Когда случится быть в этих городах, попробуйте взглянуть на них внимательнее. В Тарусе есть даже воистину уникальный вокзал… без рельсов начала ХХ века (ул. Ленина, 2)! Все просто: первоначально к нему планировалась ветка от Московско-Курской дороги, но, когда здание уже было готово, от строительства ее отказались (вроде бы не без влияния общественного мнения тарусян).
Не менее интересными бывают вокзальчики и на более мелких станциях. Один из примеров - станция Шлиппово (на линии Сухиничи - Барятино). В начале ХХ века здесь была вотчина известных заводчиков. От барского дома близ села Немерзки остались, увы, лишь стены, а вот здание железнодорожного вокзала в том же псевдоготическом стиле еще стоит.
Подобные (и еще меньшие) вокзальчики часто приходят в запустение и разрушаются, а вместо них РЖД ставит типовые современные остановки без стен. Не сказать, что они более комфортны, ведь зал ожидания в нашем климате – не роскошь.
В Шлиппове уцелел еще один объект железнодорожной инфраструктуры того времени – водонапорная башня. Похожая имеется и в Спас-Деменске. А в Козельске старая башня у вокзала уже другой архитектуры. В Козельске же сохранились и остатки старого железнодорожного моста. А вот водонапорная башня Рожновского 1930-х годов на станции Тихонова Пустынь - оригинального проекта, таких на всю страну сохранилось лишь несколько. Неподалеку - по-видимому, здание водокачки в том же стиле – со шпилем. Невзрачный домик на станции Говардово - тоже водонапорная башня, точнее, ее предшественник - водоёмное здание. Как говорят знатоки, на этой линии оно единственное из уцелевших.
Сравнительно недавно на многих станциях стояли водяные паровозные колонки, а сейчас в области я не припомню ни одной. Почти не увидишь даже старых переводившихся вручную стрелок. И хорошо бы было их тоже установить рядом с паровозом-памятником. И, конечно, хорошо было бы вписать в комплекс опоры Брянского моста на ул.Ленина в Калуге – предтечи городского эстакадного транспорта.
На этом мы закончим наш обзор – из-за ограниченного объема он вышел весьма неполным. Может, и читатели подскажут какие-то забытые и ржавеющие объекты технической истории?
Фото автора.