29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Раскинулась Лужа широко

24.06.2020
Небо прохудилось. Дожди, заливавшие Центральную Россию в конце мая – начале июня, превращали в бурные потоки скромные речушки, садовые участки – в пруды и болота, улицы – в каналы. Природа продолжала испытывать нас на прочность. Будто пандемии мало? 
О проблемах, которые всплыли во время дождевых паводков, мы беседуем с Виктором Федоренко, заместителем начальника Главного управления МЧС по Калужской области по гражданской обороне и защите населения. 


Надейся на лучшее, готовься к худшему

– Виктор Анатольевич, оправдались ли прогнозы в отношении нынешних паводков?
– Да. Мы своевременно получили штормовое предупреждение об опасных гидрологических явлениях от Росгидромета. Прогнозировалось, что в результате выпадения большого количества осадков в период с 29 мая по 7 июня возможны высокие быстроразвивающиеся паводки на реках области с подъемом воды до четырех метров! Была угроза переполнения искусственных водоемов, размыва плотин, затопления низких участков, размыва дорожного полотна и тому подобное. Прогноз полностью оправдался. На малых реках подъем уровней воды составил до 3,5 метра, а на крупных – до 5 метров. Однако основные проблемы нам создали именно малые реки.

– Какие районы пострадали больше всего?
– Во многих районах были зафиксированы переливы дорог местного значения, технологических мостов, подтопление пониженных участков. Больше всего пострадал Малоярославецкий район, где было нарушено сообщение с несколькими населенными пунктами, – речка Лужа подтопила низководный мост. В Людинове из-за сброса воды из озера Ломпадь была угроза подтопления территорий. В Людиновском районе, в городе Обнинске затопленными оказались участки в садовых товариществах. Порядка двухсот. Это произошло в результате накопления дождевой воды и подъема уровня грунтовых вод. В Обнинске два СНТ входят в зону возможных подтоплений во время весеннего половодья. Они под постоянным нашим наблюдением. Последний раз там были сильные подтопления в 2013 году, когда половодье было высоким. В этот раз дождевая вода просто скапливалась на участках. По словам руководства наукограда, данным садовым товариществам уже давно рекомендовали прочистить дренажные канавы. Все идет от собственников, которые не делают и не чистят дренаж на участках. Будут собирать еще раз руководство СНТ. Дренажные системы надо доделать.

– А ГТС выдержали паводки?
– К счастью, ЧС на ГТС не было. Разрушений, прорывов на гидро-технических сооружениях не зафиксировано. Мы вели постоянный мониторинг.

– Были ли готовы к такой ситуации муниципалитеты?
– Прогнозы до всех довели свое-временно. Силы и средства были наготове. Ежегодно в начале весны на КЧС ставится вопрос о прохождении паводка, составляются графики проверок районов, подверженных подтоплениям, начиная от документации и заканчивая списками проживающих в зонах подтоплений. Данная ситуация выявила слабые места. Мы пострадали откуда не ждали – от мелких речушек, которым не придавали особого значения. Забитые мусором русла не справились с обильными дождями. Но, что примечательно, в эти ливни дорога в деревню Староскаково в Дзержинском районе, которую Угра заливает почти каждое весеннее половодье, осталась проезжей.

– Какую помощь оказывали сотрудники МЧС?
– Мы организовывали взаимодействие всех ответственных служб. Тесно сотрудничали с Калужским центром по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Наши оперативные группы выставили водомерные посты на малых реках. Постоянных гидропостов там нет. С представителями муниципалитетов проводили подворные обходы, предупреждали граждан.

– Кого-то эвакуировать приходилось?
– Нет. В Обнинске граждане, зная, что их СНТ подтапливает, заранее покинули свои дачи. В Малоярославецком районе, в месте перелива низководного моста на Луже, мы организовали лодочную переправу силами областной пожарно-спасательной службы и пожарно-спасательной части № 34. Вели очистку русла от мусора, доставляли продукты питания населению двух отрезанных от «большой земли» деревень.

Уроки большой воды

– Погода в наших краях становится все контрастней. Учёные предупреждают, что различных катаклизмов будет все больше. Когда были серьезные подтопления на Дальнем Востоке, уже обсуждался вопрос о страховании жилья на случай природных ЧС.
– Данный вопрос давно рассматривают на официальном уровне. Я считаю, что в этом есть смысл, особенно для владельцев частных домов. Уже сейчас в Центральной России больше стало опасных погодных явлений. У нас в соответствии с действующим законодательством области денежные выплаты из резервного фонда производятся только в случае утраты или повреждения имущества в результате пожара. При паводках, штормах и т.д. они не предусмотрены. Муниципальные образования могут чем-то помочь, но их возможности ограничены. В свете происходящих климатических изменений этот вопрос надо рассматривать.

– На что в первую очередь заставили обратить внимание нынешние ливни?
– На заседании областной КЧС, которое запланировано на август, мы будем готовить вопрос о прохождении этого дождевого паводка. Хотим обратить внимание на ситуацию в СНТ, о которой я рассказывал выше. Ещё один пункт – напомнить руководителям администраций муниципальных образований, сельских поселений, где протекают малые реки, есть низководные мосты, о необходимости следить за ними, очищать русла рек, дренажи под дорогами. Подтопления произошли из-за того, что они забиты мусором, топляком. Мост на реке Луже в Малоярославецком районе находится в низине, но у нас в весеннее половодье с ним проблем не было.

– Калужане помнят, как после одного из таких дождей вышла из берегов речка Терепец. Вода добралась до домов.
– Я тогда этой ситуацией занимался. Помощь пострадавшим оказывали городские спасатели, наши подразделения. Когда прошли по реке, оказалось дерево в воде и мусор годами у него собирался. Каждый год были подтопления. Когда расчистили – все спокойно. В этот раз тревожных сигналов с Терепца не поступало.

Фото представлено пресс-службой ГУ МЧС России по Калужской области.