Не включайте тормоз!
18.02.2019
В последние годы в сфере образования на федеральном уровне предприняли неожиданные шаги. Было задумано проверить уровень профессиональной компетентности российских учителей. Всероссийское исследование в этом учебном году проводилось уже в третий раз. Калужские учителя тоже приняли в нем участие. Результаты первых двух тестирований умалчивались. Некоторые же итоги последнего исследования, которое провели прошлой осенью, были озвучены недавно Рособрнадзором. И, ознакомившись с ними, общественность, прямо скажем, была просто шокирована.
Алексей Мокрушин, председатель совета молодых педагогов региона, директор калужской средней школы № 25:
- Одна из главных проблем, с которой сталкивается молодой учитель, - это серьезный разрыв теории и реальной практики. Очень важно, чтобы в школе с молодым учителем рядом оказался компетентный коллега, профессионал, который мог бы оказать методическую и психологическую помощь. Важно, чтобы молодой специалист не чувствовал себя одиноким в учительском коллективе. В связи с этим актуальным остается вопрос наставничества. Еще одна проблема, с которой сталкивается в школе молодой педагог, это нагрузка. Она сразу может оказаться очень большой - много уроков плюс еще может быть классное руководство. Молодые люди должны быть готовы к этому, в первую очередь психологически.
Естественно, необходимы и меры социальной поддержки молодежи. Отрадно, что в регионе существует разноплановая, в том числе и финансовая, система поддержки молодых учителей. И ежегодный приток в систему образования региона молодых специалистов говорит о том, что учительская профессия становится престижной.
- Одна из главных проблем, с которой сталкивается молодой учитель, - это серьезный разрыв теории и реальной практики. Очень важно, чтобы в школе с молодым учителем рядом оказался компетентный коллега, профессионал, который мог бы оказать методическую и психологическую помощь. Важно, чтобы молодой специалист не чувствовал себя одиноким в учительском коллективе. В связи с этим актуальным остается вопрос наставничества. Еще одна проблема, с которой сталкивается в школе молодой педагог, это нагрузка. Она сразу может оказаться очень большой - много уроков плюс еще может быть классное руководство. Молодые люди должны быть готовы к этому, в первую очередь психологически.
Естественно, необходимы и меры социальной поддержки молодежи. Отрадно, что в регионе существует разноплановая, в том числе и финансовая, система поддержки молодых учителей. И ежегодный приток в систему образования региона молодых специалистов говорит о том, что учительская профессия становится престижной.
Горе-историки и математики?
Отметим, что исследование было анонимным и на добровольной основе. Вполне возможно, что тестовые задания для определения уровня компетенции педагогов еще далеки от совершенства. Вспомним внедрение ЕГЭ. Там тоже в первые годы задания контрольно-измерительных материалов, мягко сказать, вызывали недоумение у профессионалов. И здесь многие учителя ссылались на сложные, некорректные задания, с которыми они столкнулись в ходе проверки.Как бы там ни было, результаты показали, что почти половина учителей математики не могут решить те задания, которые они дают своим ученикам. Большое количество учителей истории не владеет хронологией и картографическим материалом. Но самыми печальными оказались результаты по предмету, с введением которого в школы на самом высоком уровне связывались очень большие надежды. Это «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
По мнению специалистов, здесь главная проблема заключается в том, что у многих учителей, к сожалению, профессиональное развитие с годами полностью прекращается. Зачастую оно останавливается буквально на первых ступенях в профессии. Почему-то многие педагоги считают, что того образования, которое они получили в вузе, вполне достаточно для работы в школе. Но это заблуждение, ведь мы живем в быстро меняющемся мире. Учителя, в первую очередь молодые, не должны останавливаться в развитии, должны искать пути самосовершенствования.
На проблеме профессиональной подготовки и профессионального роста, в частности, сделал акцент, открывая региональную декаду молодого педагога, министр образования и науки области Александр Аникеев.
Ежегодно в сферу образования региона приходит работать 160-180 молодых учителей. Количество молодых специалистов, увольняющихся в течение первого года работы < 20 %. В системе образования региона в настоящее время работают > 1300 учителей в возрасте до 30 лет. Большинство из них получили образование в КГУ им. К.Э. Циолковского.
Конфликт с учениками и родителями
На семинарах, лекциях и открытых уроках говорилось также о проблемах психологической адаптации и перспективах молодых учителей. Молодые люди должны быть морально готовы к работе в школе. Они должны понимать, что никто из них не застрахован от конфликтов с детьми, особенно это касается старшеклассников. А через детей как раз и зарождаются разногласия и конфликты с родителями. С этим чаще всего сталкиваются учителя, работающие в школе первый год и получившие классное руководство. О том, как избежать или уладить конфликтную ситуацию, молодым учителям рассказали психологи Калужского государственного института развития образования.
Исследование профпригодности учителей - часть программы Национальной системы учительского роста (НСУР), вошедшей в майские президентские указы. Одной из целей этой программы должно стать достижение Россией места в десятке лучших стран мира по качеству общего образования.
В октябре 2018 года Рособрнадзор провел Всероссийское исследование компетенции учителей. В добровольном анонимном тестировании приняли участие 18 тысяч учителей из 45 регионов, в том числе и из Калужской области. Почти половина участников исследования не справились с работой по математике и информатике и «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Почти четверть учителей получили неудовлетворительные оценки по таким предметам, как «Экономика», «Россия в мире», «Русский язык» и «Литература». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали учителя родного языка и родной литературы, а также преподаватели «Обществознания» и «Права».
В 2019 году проверки не только продолжатся, но и станут масштабнее. Анонимное тестирование пройдут 40 тысяч российских педагогов из 70 регионов. Уровень профессиональных компетенций проверят у учителей естественно-научного профиля, иностранных языков, ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии.
В октябре 2018 года Рособрнадзор провел Всероссийское исследование компетенции учителей. В добровольном анонимном тестировании приняли участие 18 тысяч учителей из 45 регионов, в том числе и из Калужской области. Почти половина участников исследования не справились с работой по математике и информатике и «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Почти четверть учителей получили неудовлетворительные оценки по таким предметам, как «Экономика», «Россия в мире», «Русский язык» и «Литература». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали учителя родного языка и родной литературы, а также преподаватели «Обществознания» и «Права».
В 2019 году проверки не только продолжатся, но и станут масштабнее. Анонимное тестирование пройдут 40 тысяч российских педагогов из 70 регионов. Уровень профессиональных компетенций проверят у учителей естественно-научного профиля, иностранных языков, ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии.