3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Удержаться на «дистанции»

19.05.2020
    Последние месяцы мы вынуждены работать, учиться, жить в форс-мажорных условиях. На большинство учителей, детей, родителей дистанционное обучение свалилось как снег на голову. Нырнув в него, надо постараться выплыть с наименьшими потерями. Тяжело взрослым – преподавателям, которым приходится на ходу перестраивать работу в новом формате; родителям, которые не всегда могут помочь своим школьникам; самим ученикам – нагрузки подчас не соразмерны с их возможностями. О том, как поддержать детей в этот непростой период, мы беседуем с Ольгой ДУВАЛИНОЙ, кандидатом психологических наук, доцентом Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

   Неудача онлайн

    - Ольга Николаевна, не все школьники справляются с учёбой в новых условиях. Успеваемость падает, ребята переживают за результат. А если впереди экзамены, то градус стресса зашкаливает.

    - Чаще всего неуспешность является мнимой. И связано такое восприятие прежде всего с форматом обучения, с невозможностью прямого общения с учителями и одноклассниками. Ребенок неосознанно понимает, что вся ответственность за усвоение материала, за его понимание целиком и полностью лежит на нем. Это добавляет ему тревожности и беспокойства. Он переживает, что не усваивает материал, потому что нет поддержки близкого. Я бы хотела обратить на это внимание. Поддерживая ребёнка, мы даём ему уверенность в своих силах, даем ему ощущение незримой помощи. Даже если какая-то неудача, даже если он не понял какой-то материал, ребенок нуждается в нашем участии – прямом или косвенном, это поможет школьнику поверить в свои силы. Переживание своего неуспеха, сетование, что много уроков, раздражение на дистанционное обучение - своего рода крик о помощи: взрослые, обратите на меня внимание, поддержите и скажите, что все будет хорошо!

    - Как быть, если учёба в таком формате на самом деле вызывает у детей раздражение и даже истерики?

    - Когда дети переживают из-за учебы, надо включить двойную поддержку. Но она не должна быть голословной: «Я в тебя верю, а ты там давай сам как-нибудь справляйся». Надо проявить участие. Ребёнок должен чувствовать, что он не один, что ему пытаются помочь. Что он не остался один на один с проблемой. Это будет наиболее действенно.

    - Но невозможно быть профи во всех предметах, от биологии до алгебры. Даже работа в интернете некоторым мамам и папам, не говоря уже о бабушках и дедушках, даётся с трудом.

    - Я понимаю, что не всегда мы можем быть компетентны во всех предметах, и это вполне нормальная ситуация. Однако на сегодняшний момент времени ресурсного поиска нужной информации достаточно. Этим просто надо заняться, ради своего ребёнка улучшить познания в интернете, найти обучающие сайты, тем более что они есть. Да просто элементарно принять участие в совместном поиске решения затруднительной ситуации. Тревожность детей, как правило, всё равно культивируют родители. Детям нужна поддержка. Это необходимо с самого их рождения. Когда мы даём детям уверенность в своих силах, они не будут в себе сомневаться. Ребёнок, которого поддерживают взрослые, и неудачи будет переживать значительно легче. Но поддерживать детей надо правильно.

   Родное плечо

    - Что значит поддерживать правильно? Бывает, что проще сделать всё за ребёнка самому, чем что-то объяснять.

    - Типичные ошибки родители совершают, как правило, уже в самом раннем детстве своих сына или дочери. Всем знакома ситуация, когда подрастающий малыш повторяет все действия родителей. Мама подметает пол - и ребенку надо срочно веник, мама моет посуду - и малыш подтаскивает стульчик, чтобы помыть тарелки. Поддерживающая мама наберется терпения и позволит малышу пробовать выполнить все эти действия, обесценит неудачи в виде разбитой тарелки, упавшей вилки или разбросанного мусора. С юмором, понимающе подбодрит ребенка, что обязательно все получится, покажет еще раз сама. И это правильное поведение, поведение, которое позволяет вырастить уверенного в своих силах человека. Такой ребенок неудачи будет воспринимать скорее как исключение из правил, усилит личностное включение для исправления неудачи.

    В обратной ситуации мама спешит все сделать быстрее сама. Поясняет чаду, что она справится лучше, что он мал еще и что за ним больше потом переделывать, да и урона больше, чем пользы, от его помощи! Ребенок это принимает, и у него неосознанно формируется неверие в свои силы. Ведь правда мама это сделает лучше и быстрее, в принципе самому можно и не стараться, все равно не получится. Таким образом, жизненные задачи согласно возрасту сначала будет решать мама, а потом супруг. Такие дети всегда ищут поддержку и одобрение любого своего действия, им крайне необходимо мнение со стороны, в ситуации принятия решения это будет целый консилиум из советов и предложений сторонних лиц. И такая неувереность, как правило, будет проявляться во всех жизненных сферах. Для людей, лишенных с детства поддержки родителей и веры в свои силы, любая мелочь, будь то выбор раковины в ванную комнату, покупка одежды или выбор коврика в прихожую, – это целая операция с кучей сомнений и переживаний, которая может длиться месяцами без шанса определиться с твердой позицией выбора.

    Уверенных и неуверенных в себе взрослых и детей видно сразу. Первые ещё в школе будут выяснять, за что поставили оценку, можно ли её повысить. Они верят в свои силы и даже если не обладают какими-то выдающимися способностями, своим упорством могут добиться желаемого. Такие дети становятся наиболее успешными в жизни людьми. Поддержка для детей имеет очень большое значение. А мы часто это не учитываем или попросту не придаем этому значения, считая мелочью.