4 мая, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

На страже мира

12.05.2020
    Его издали известная художница Людмила Киселёва и художник-график Вячеслав Черников.

    Альбом «Фронтовые рисунки художника студии им. М.Б. Грекова» был издан к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот поистине дорогой дар кажется пропахшим порохом и пылью фронтовых дорог и пропитанным потом и кровью тех, кто упрямо, невзирая на боль, тяжёлые раны, холод, голод и ежедневно маячившую перед глазами смерть, бесстрашно шёл к победе и победил!

    В альбоме – репродукции более сотни редких рисунков, запечатлевших фронтовые солдатские будни, боевые операции, ночные атаки. Этюды, эскизы, наброски, полноценные картины, выполненные карандашом, сепией, акварелью.

    Иван Васильевич Евстигнеев (1899-1967) — советский художник, живописец-баталист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). Руководил восстановлением панорамы «Бородинская битва». Большая часть его картин на военную тему находится в Центральном музее Советской армии, Музее современной истории России, а также в Государственной Третьяковской галерее.  

    С первых дней Великой Отечественной войны Евстигнеев вместе с группой московских художников ушёл добровольцем в народное ополчение Москвы.

    Три тяжёлых и бесконечно долгих года рядовой пехотинец Евстигнеев сражался на фронте. В короткие передышки между боями, в минуты затишья солдат брал в руки карандаш и… вновь становился художником. В его походном альбоме появлялись всё новые и новые зарисовки, наброски, портреты. А 1943 году на выставке картин художников-фронтовиков в Малоярославце именно его работы привлекли всеобщее внимание.

    Ещё в 1919 году Иван Васильевич добровольцем ушёл в Красную армию. Служил трубачом при штабе 52-го кавалерийского полка 9-й Крымской кавалерийской дивизии.

    Малоярославецкая выставка, организованная политуправлением Центрального фронта, стала судьбоносной в жизни художника. В 1944 году его отозвали с фронта и зачислили в студию основателя современной батальной школы – русского, советского художника-баталиста Митрофана Грекова. Студия объединяла художников, работающих над военной темой. Вскоре, в этом же 1944 году, Иван Васильевич вновь оказался на фронте, но теперь уже в числе группы студийцев в качестве официального фронтового художника. Вместе с советскими войсками он прошёл Могилёв, Бобруйск, Минск, Вильнюс… и так до самой Победы! И всё, что видел, в чём принимал участие, переносил на бумагу, запечатлевал в сердце, запоминал навсегда…

    Так рождались новые шедевры батального жанра «Переправа через Дунай под Будапештом», «На защите Москвы, 1941 год», «На страже мира». Героем Ивана Евстигнеева и в прямом, и в переносном смысле был тот самый «неизвестный» скромный советский солдат – защитник и освободитель, памятник которому возвышается в берлинском Трептов-парке, в болгарском Пловдиве на Холме освободителей, в Венгрии, в Австрии…