Профессор боевых искусств
24.04.2020
Я познакомился с этим удивительным человеком сорок лет назад. И при не менее удивительных обстоятельствах. В обнинском народном театре ставили «Ящерицу». Чтобы осуществить замысел Веры Бесковой, актёры должны были освоить специфическую пластику всевозможных животных. Вот тогда-то мы и узнали об Александре Масютине, который ставил эту пластику с помощью так называемых имитирующих стилей ушу. В итоге «Ящерица» стала одной из самых ярких и оригинальных постановок театра Бесковой, а я влюбился в китайскую гимнастику. В этом году заслуженному мастеру боевых искусств Александру Масютину исполнилось 70 лет. И мы снова встретились. После стольких лет!
Увлечение из детства
- Как вообще получилось, что вы занялись не просто боевыми искусствами, а таким экзотическим направлением? Ведь в советское время даже каратэ и дзюдо были не в чести, а уж про ушу до нас только слухи доходили.
- Я провёл своё детство на юге Казахстана. А там кого только не было: и казахи, и китайцы, и русские, и кавказцы. Очень помог бокс, с которого я начал познавать мир боевых искусств. Веская причина, которая заставила заниматься, – слабое здоровье. В детстве я серьёзно заболел туберкулёзом костей. Там то жара, то холод, ледяные речки. Пол у нас был земляной, ходили по нему босиком. В общем, я перенёс несколько операций.В больнице познакомился с ребятами из нашего «Шанхая». Корейцы, китайцы. Потом, после санатория, я приезжал к ним в гости, подружились. А там они жили как пауки в банке – вечные драки между разными диаспорами. Так вот мои друзья использовали в этих схватках боевую технику. И я потихоньку начал подглядывать и осваивать цюань-фа.
- Тогда вы и решили посвятить свою жизнь боевым искусствам?
- О, нет! Я поступил в Томский политех на специальность, очень далёкую от спорта. Но свободное время проводил в спортзале с боксёрскими перчатками. К тому же помимо бокса я уже умел кое-что другое. Там же начал практиковать йогу, закаливание.- Но ведь этим ваш спортивный арсенал не ограничился?
- Мне везло. Жизнь сталкивала с удивительными людьми, благодаря которым я постоянно учился чему-то новому.Однажды познакомился с бойцом из секретного подразделения на Курилах. Их натаскивал великий мастер из Японии: карате, дзю-дзюцу, айки-дзюцу, ниндзюцу. Впервые я увидел, кто такие ниндзя. Уникальная работа! Там не было никаких выстрелов, всё бесшумно, и даже никаких кулаков, только пальцы. Работа по точкам, суставам. Удержание, уничтожение. И там использовалось всё: пол, стенка, угол, земля, деревья, камень. Любой предмет становился оружием, даже обычный журнал. Мне довелось четыре года заниматься с этим мастером.
- Всё это, как я понимаю, было на уровне увлечения. Как вы смогли пробиться в официальный спорт?
- После Томска был Новосибирск. Из восточных единоборств кроме дзюдо стало выходить из сумрака каратэ. А я был первым аттестованным мастером. Корочка открыла путь. Сначала стал старшим тренером, затем создал свою школу. Через неё, кстати, прошёл и один из будущих мэров Обнинска – Михаил Шубин. А в 1978-м меня пригласили в Москву проводить сборы и аттестации.В Москве не получилось с жильём, мы изъездили всё Подмосковье, но мне ничего не понравилось. И вот однажды начальник главка МВД буквально за шкирку потащил меня в Калужскую область. Заехали в Обнинск. Я решил погулять по городу и незаметно для себя влюбился в Обнинск. И тут уже всё пошло-поехало: тренировки, театр.
- А чья идея была применить ушу на сцене?
- Это всё Вера Петровна Бескова, которая недавно ушла от нас. Когда она увидела имитирующие стили в моём исполнении, сразу загорелась идеей, чтобы её актёры в пьесе «Ящерица» двигались именно так.Против лома есть приём
- Сейчас можно часто слышать: «Школа Масютина! Свой стиль!» Какой может быть свой стиль, если всё уже придумано, что можно ещё изобрести? В чём ваша уникальность?
- В том, что мы не разучиваем приёмы: вот это приём от ножа, а вот это приём против лома, а вот это приём против захвата. Ничего подобного. Мы учимся владеть своим телом, мы учим это тело реагировать на те или иные внешние воздействия. Это универсальная система, окунаясь в которую, ты выходишь на самые разные стили.- Звучит очень философично. А как на практике?
- А на практике… За 15 лет существования школы мы набрали полторы тысячи медалей по десяти федерациям боевых искусств.Бой нельзя вести по формуле. У меня главный акцент на подготовку организма к адекватному восприятию окружающих тебя условий. А это всё – и данные противника, и наличие оружия и его вид, пространство, опора под ногами. За основу я взял китайскую гимнастику тай-цзицюань, например, даосское монастырское направление, уданскую школу.
- Почему именно Удан?
- Они сохранили древние традиции, целый пласт имитирующих стилей ушу. То есть человек как бы перевоплощается в тигра, дракона, журавля, змею или черепаху.- Как-то я плохо себе представляю бойцовскую черепаху.
- Тут дело в другом. Черепаха в даосизме – символ долголетия. Этот стиль широко применяется в уданской школе цигун, который я тоже практикую. Представьте себе, мы на 90 процентов состоим из воды. Вода – это энергия, энергия – жизнь. В течение всего дня мы – бурный стремительный поток. Но, практикуя цигун, тай-цзи, мы успокаиваем его и превращаемся в тихую реку. Чем плавнее и медленнее мы двигаемся, как черепахи, тем больше сохраняем энергии, а стало быть, продлеваем жизнь.- К чему все эти перевоплощения?
- Люди сами не знают, насколько они уникальны, насколько универсальны. Люди не используют и доли того, что им дано природой. И эти перевоплощения помогают раскрыться. Цель – вдохнуть жизнь в каждую клеточку своего организма.- Так вы сегодня пришли к лечебной физкультуре?
- Всё неразрывно. И военно-прикладной аспект, и оздоровительный. Людям после работы нужно отвлечься, восполнить растраченную в течение дня энергию.- Получается?
- Если бы не получалось – не приходили бы. А вообще вы этот вопрос задайте Владиславу Шапше. Пока он был мэром Обнинска, регулярно посещал занятия по тай-цзицюань. И, как видите, он в прекрасной форме.- У вас, я знаю, и семья такая же боевая.
- Да. Не без гордости могу сказать, что моя дочь владеет техникой тай-цзицюань как никто у нас в стране. Сын тоже пошёл по моим стопам, но его больше интересует военно-прикладной аспект. Но я думаю, что с возрастом оценит и внутренний компонент боевых искусств. Именно он является залогом победы ещё до начала поединка. Собственно, главное мастерство как раз и заключается в том, чтобы погасить весь негатив ещё до того, как он превратится в конфликт. Уж поверьте, я занимаюсь этим больше полувека.Фото из личного архива Александра Масютина.