6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Вечная красота дерева

01.02.2019
    Есть вид работы по дереву - маркетри. Это слово французское и означает «мозаика». Возникло маркетри в Европе в средние века. Основой мозаики является украшение обычной деревянной основы шпоном, то есть щепой не толще 3 миллиметров, разнообразной по цвету и фактуре.
    В северо-восточной части нашей области таких мастеров буквально два-три. Один из них – Евгений Тимофеевич Кондратюк из деревни Кабицино, что прилегает к Обнинску и готовится войти в состав города. Ему постепенно стали доступны пейзажи и натюрморты, портреты и сцены из жизни. Его выставки проводились в Обнинске, Медыни, Боровске, Юхнове и других городах. Родился Евгений Тимофеевич в 1943 году в деревне Солопихино Юхновского района, в крестьянской семье.

   Привилегированная профессия – столяр

- Кем были ваши родители?
- Обычные колхозники. Отец инвалид войны, мать с детства хромала. Правда, для сведения, она во время войны некоторое время даже председателем колхоза была. Отец топором, пилой и прочим инструментом мог всё что угодно.
- Где вы учились?
- После школы пошли мы с другом учиться в Калуге в строительное училище №1. Друг в арматурщики пошёл, а я в плотники. Потом, уже после армии, захотелось подняться выше – стать столяром. Это такая привилегированная профессия. Посоветовали мне пойти на московский деревообрабатывающий комбинат №9. Руководил бригадой стекольщиков. Делали оконные блоки.
Затем появилось много серьёзной работы в столице, на Калининском проспекте в высотках, посольствах всяких, министерствах, райкомах. Делали двери, которых сейчас не бывает. Те вроде бы красивые двери, что сейчас продают, тогда бы ОТК не пропустил.
Сорок лет я там проработал и не слышал, чтоб на наших дверях замок или петлю меняли. Дверь весила около 50 килограммов. Некоторые вообще были неподъёмными. Например, делали двери для усыпальницы Хо Ши Мина во Вьетнаме, так одну створку вчетвером еле поднимали. Древесину специальную привозили из Южного Вьетнама.
- А награды у вас есть?
- Да, есть орден Трудового Красного Знамени, медали, я лауреат Государственной премии СССР. Премию получал коллектив, но звание лауреата было персональным.
В начале 90-х завод стал разваливаться, начали увольнять людей высокой квалификации. Для работников это был удар.

   Художник или ремесленник?

- А давно ли вы начали заниматься этим делом – изображением с использованием деревянных материалов?
- Это называется по-разному. Есть интарсия, в творческих кругах – маркетри. Видел я, как столяры украшали столики и другие предметы. Всё это видел, запоминал. Я влюблён в дерево. Оно даже если горит, то каждое пахнет по-разному. Шпон разнообразный – и наш, и тот, что поставляли из Африки, из Америки.
Сейчас сын помогает, покупает в Люберцах и Подрезково, где магазины торгуют шпоном. Дорогой он очень, и я сына ругаю за расходы. Есть такой шпон, который стоит по 30 тысяч рублей за 1 кв. м.
- Вы про себя говорите, что «я не художник», а кто же?
- Наверное, ремесленник. Я знаю мнения художников о моих работах, некоторые говорят мне, что они так красками не нарисуют. Краски можно исправить, а здесь ошибся – так она и будет.
- У вас есть одна картина с изображением атомной подводной лодки. Это связано с Обнинском, с подводниками, которые здесь живут?
- Рядом со мной, в соседнем доме, живёт Евгений Иванов, пенсионер, капитан первого ранга, служил командиром подводной лодки, показывал фотографию своей лодки, вот я и сделал изображение. Он мне рассказывал про службу. С ним очень интересно поговорить на эту тему. Одно время он в школе подводников лекции читал, про Маринеско рассказывал – известного капитана времён войны.
-Как строится ваша работа с изображениями?
-Сначала какое-то изображение мне нравится, начинаю подбирать материал и делать. Темы мои – это картины старых мастеров, охота, лошади, портреты людей и православие. Я делаю изображения икон, храмов, монастырей, разрушенных церквей, современных храмов.

   «Насколько сил хватит»

- Храните всё это?
- Одно время учёт вёл. Сделано было около 800 вещей, а осталось примерно 350. Остальные розданы. Я ведь их не продаю, потому что трудно оценить. Шпон, лаки, морилки, инструменты – всё это в деле, покупается, изготавливается. Трудно даже себестоимость определить.
- Сколько уходит времени на изготовление одного произведения?
- На портреты уходит порой неделя, а то и значительно больше. Вот недавно портрет Льва Толстого делал. Трудно тонкости взгляда показать, даже хотел бросить, но что сделал, то и сделал.
Совершенствую постоянно работу. Сначала, конечно, нужно правильно подобрать шпон, чтобы он был одной толщины и хорошего качества. Кроме того, надо подготовить по цвету. Шпон протравливается для этого подходящим купоросом. Это длительный процесс.
- А есть ещё в окрестностях, кто этим занимается?
- Кроме меня есть Олег Мартынюк, и немножко занимается Серёжа Перунов из Обнинска. Он больше занимается резьбой по дереву, у него православная тематика.
- Сколько раз ваши работы выставлялись в Обнинске?
- Раза два участвовал в общих выставках, а однажды была персональная в музее истории города. Было размещено около 120 картин. А сейчас редко участвую. Недавно были выставлены мои работы в культурном центре в Боровске.
А работы продолжаю делать. Сделаю столько, насколько сил хватит.