Тарелка на счастье
17.04.2020
В одном из номеров газеты мы уже рассказывали, как в Калуге проходили съемки знаменитого фильма «Белый Бим Чёрное ухо». Эта публикация вызвала большой интерес у читателей. Стало ясно, что тема нуждается в продолжении. В редакцию обратилась калужанка Наталья Воронова, которая сохранила и любезно предоставила нам воспоминания своего отца Юрия Родионовича Орлова, снимавшегося в этом фильме.Белый «Жигуль»
В один из зимних дней 1976 года Юрий Орлов на своей машине проезжал по улице Ленина мимо Концертного зала. Остановился на светофоре. В этот момент к нему подошли двое мужчин. Одеты они были по-полярному: полушубки, унты и меховые шапки. Один из них представился:– Здравствуйте, я режиссер. Снимаю свой новый фильм в Калуге о природе, собаке и людях. Мой спутник – народный артист СССР Вячеслав Тихонов, - сказал Станислав Ростоцкий. – Вот ищем точно такой автомобиль, как у вас. И желательно с водителем. Хотите сняться в кино?
Юрий Орлов тогда ответил, что, конечно, рад и готов, но нужно получить разрешение у командира воинской части. Ростоцкий заверил, что договорённость с начальством берет на себя. И действительно вопрос был быстро решен. Начались съемки.
Дело в том, что Станислав Иосифович сам был фронтовиком, разбирался в людях и ценил военных. Поэтому ему и понравился Орлов.
И что удивительно, Юрий Родионович уже снимался в кино. В 40-е годы еще школьником в Горном Алтае он принимал участие в массовке фильма «Белый клык» режиссёра Александра Згуриди по одноимённой повести Джека Лондона. Главными героями были известный актер Олег Жаков и тоже пёс, как у Ростоцкого.
Лес на Переплюевке
Съёмки автомобильных сцен проходили в Калуге и пригороде днём, вечером и ночью, в полной темноте, и однажды - в павильоне киностудии им. Горького.Во время съемок выяснилось, что владелец автомобиля по сценарию – Семён Петрович, отец Толика, его сыграл народный артист СССР Михаил Зимин, - неуверенно водит машину. Особенно по заснеженной дороге, в темноте. Тогда режиссёр Станислав Ростоцкий предложил попробовать в качестве дублёра Юрия Родионовича. И не ошибся.
Все сцены на зимней натуре снимались с опытным водителем без лишних дублей и задержек. Из отснятого материала в фильм вошли три эпизода с автомобилем. В общей сложности это всего две минуты экранного времени. Вот так в фильме «Белый Бим Чёрное ухо» навечно остались белые «Жигули» Юрия Орлова.
Сцена, когда Семён Петрович отвозит Бима в лес замёрзнуть и умереть, снималась у дороги в сторону Перемышля, рядом со старым мостом через мелководную речку Желовь. Ребята из окрестных пионерских лагерей Андреевского куста прозвали её Переплюевкой. Там же снимались и летние сцены охоты Ивана Ивановича с собакой. Уж больно приглянулись живописные окрестности с сосновым лесом Станиславу Ростоцкому.
Рассказывали и такую забавную историю. Во время съемки нескольких дублей, когда Вячеслав Тихонов отдыхал с Бимом, в речке охлаждалось несколько бутылок кефира. Ребята из пионерских лагерей прибегали смотреть и даже выпили две забытые бутылки.
Мне удалось найти тот самый двухэтажный дом с колоннами, где по сценарию фильма проживал мальчик Толик со своей семьей. Отсюда его отец - актёр Михаил Зимин - повёз Бима в лес. Дом в переулке Воскресенском и сегодня жилой.
Фото на память
Кинематографисты соблюдают традиции. Каждый новый фильм начинают с тарелки, а заканчивают шапкой. В начале съемок разбивают на счастье тарелку с названием фильма и организовывают банкет. После съемок в шапку собирают деньги, кто сколько может, уже на прощальный банкет.«Шапку» для киногруппы фильма устроили 8 июня 1976 года. Это был последний съемочный день в павильоне киностудии им. Горького. На встрече присутствовали: автор повести Гавриил Троепольский, режиссёр-постановщик Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский, художник Сергей Серебренников, народные артисты СССР Вячеслав Тихонов и Михаил Зимин, другие актёры и участники киногруппы. И, конечно, собака по имени Стив, сыгравшая главную роль в фильме. На эту памятную встречу пригласили и Юрия Орлова. Именно в Москве в павильоне была сделана прощальная групповая фотография.
Каждому отпечатали необходимую копию. На обороте 38 участников оставили свои автографы. Один экземпляр этой уникальной фотографии до сих пор хранится в семье калужанки Натальи Вороновой. Для неё это самый бесценный раритет и память об отце.
Фото из архива Юрия ОРЛОВА и Алексея УРУСОВА.