5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Школа больших возможностей

22.04.2020


    30 лет назад на базе школы № 2 Обнинска была организована гимназия. В общем-то, она и до этого была одним из лучших учебных заведений города, но за последние три десятилетия удалось добиться колоссальных успехов.

    Последний раз я заходил в гимназию несколько месяцев назад, когда сюда приезжала делегация немецких школьников. Доклады, общение с носителями языка, экскурсия в музей, прогулки по Старому городу… Гимназисты улыбались моему удивлению:

    - У нас со всеми иностранными языками так.

    Тогда я поймал себя на мысли, что это действительно не рядовая школа. Не каждая может похвастаться такими крепкими международными связями. Но, как я для себя выяснил, это далеко не единственный повод для гордости.

    - Гимназия – это гордость обнинской образовательной среды! – подтверждает мои мысли начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. – Здесь постоянно демонстрируют высокие результаты обучения. Эта школа готовит победителей различных олимпиад всероссийского уровня, здесь выстроена уникальная система воспитания, направленная на всестороннее развитие детей, накоплен громадный опыт научно-исследовательской деятельности. Сильный педагогический состав, что само собой разумеется.

   Немного истории

    Новая жизнь второй школы началась в «лихие девяностые». Тогда пошла волна реорганизации общего образования, стали выделяться новые типы учреждений – лицеи, гимназии, колледжи, профильные школы с углублённым изучением отдельных предметов… Это было связано с уходом от советской системы образования. Пытались как-то квалифицировать это, систематизировать хаос. Гимназиями стали называть школы для гуманитариев, лицеями – учебные заведения с техническим уклоном.

    - Мы позиционировали себя как школа для одарённых и мотивированных гуманитариев, – вспоминает директор гимназии Александр Сухарев. - Но это было не единственной нашей особенностью. Мы отказались от начальной школы и стали набирать детей с пятого класса по конкурсному отбору.

   Задача – раскрывать таланты

    - Наша основная задача - раскрыть потенциал одарённых детей, помочь достичь высот там, где наилучшим образом проявляются их способности, - делится опытом директор. - Понять на уровне десятилетнего возраста, на что способен ученик, непросто. Даже среди наших учащихся есть разные дети. И некоторые из них могут не справляться с предлагаемым уровнем подготовки. Но у нас в руках материал, с которым можно успешно работать. Главное - работать, иначе зерно не даст всходов.

    За эти годы гимназия успела выйти за рамки гуманитарных наук и стала универсальной. Есть программы предпрофильной подготовки с восьмого класса и по естественным наукам, и по физике и математике, и по социально-экономическому профилю… Поэтому она входит сейчас в рейтинг конкурентоспособности выпускников и занимает восьмое место, уступая лишь лицею при Высшей школе экономики, школе при РАНХиГС и ещё нескольким предуниверситетским школам.

   Секрет фирмы

    Нынешняя система образования позволяет учебным заведениям (и гимназия этим успешно пользуется) выбирать программы и пособия в соответствии со своими требованиями. А требования здесь повышенные. Но самое главное – это профессиональный коллектив и мотивация детей и родителей.

    - Так получилось, что к пятому классу я уже точно знал, чем хочу заниматься, - рассказывает старшеклассник. – Я сам решил пойти именно в гимназию. Моё первое в жизни самостоятельное серьёзное решение. Очень долго пришлось готовиться, ходить на подготовительные курсы при гимназии. Поначалу было непросто. Даже отец и дед, оба с техническим образованием, говорили, что эти задания «взъерошивают мозг». Но потом все стало нормально … И я буквально влюбился в гимназию.

    - Конечно, учёба здесь требует другого уровня организации,- признаются родители одной из гимназисток. - Мы за нашу дочь не учимся, она понимает, что это её зона ответственности, что учится она в школе высоких требований, высоких ожиданий, больших возможностей. Но при этом здесь всё как-то по-человечески. Если и возникают спорные моменты, их всегда можно решить диалогом.

    Что касается педагогического состава, то большинство учителей гимназии имеют высшую категорию. И постоянно занимаются повышением квалификации, несмотря на и без того высокую планку. Возможно, поэтому обнинская гимназия, входящая в сотню лучших школ страны, встречает свой юбилей в статусе опорной школы Российской академии наук. Этот проект был запущен в 2018 году. Тогда учёные обратились к президенту с идеей строительства мостика между школой и большой наукой с целью вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. В список попали 108 школ, в том числе и обнинская гимназия.

   Что день грядущий нам готовит?

    Новый статус гимназии – это не просто статус. Он позволит получить на развитие школы средства как из регионального, так и из федерального бюджета. На эти деньги будут организованы новые лаборатории, которые уже в следующем учебном году позволят учащимся заниматься научной и проектной работой.

    Одно огорчает. Выпускники гимназии ориентируются на Москву, Питер и зарубежье. В Обнинске остаются немногие. А вот как их удержать здесь – эта задачка давно уже «взъерошила мозги» отцам города. Возможно, когда-нибудь им удастся её решить. И тогда лучшие выпускники лучшей школы наукограда сделают лучший город Земли ещё лучше.

Фото автора и из открытых источников.