5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Трогает душу гудок паровоза...

25.03.2020
Особая любовь в сердцах многих поколений машинистов нашей страны выпала на долю товарных паровозов серии Ов, в народе ласково названных «овечкой». Прямое отношение к этой популярной вплоть до 60-х годов прошлого века многотонной машине, настоящему «вулкану на колесах», имеет уважаемая сухиничская династия.

От кочегара до машиниста

Иван Андреевич Копытин родом с Брянщины. Прежде чем осуществить заветную мечту – стать машинистом, он больше десяти лет кидал в паровозную топку тяжелый уголек. Ни жара градусов в 40-45, ни бьющийся из топки огненный вихрь, ни угольная пыль, оседающая «черным гримом», ни ноющие к концу смены мышцы не лишили Ивана горячей любви к стальному коню, которым он так хотел управлять…

За пять лет до начала Великой Отечественной он получил права машиниста «овечки» – самой распространенной в те годы модели локомотивов. С военного 1942-го вплоть до победы Иван Копытин, откомандированный из Брянска в Сухиничи, вместе с товарищами выполнял стратегическую задачу обеспечения фронта подвижным составом, ставя «на ноги» выведенные фашистами из строя тепловозы, занимаясь маневровой работой на станции…

– Дед беззаветно любил паровозы, знал их «от и до». Так до самого выхода на пенсию в 1953 году и проработал в депо, – рассказывает о родоначальнике династии Юрий Будин, машинист депо станции Сухиничи–Главные.

Встреча на всю жизнь

Дочь Ивана Андреевича Елена пришла в депо в 1954 году. Начинала разнорабочей, закончила курсы техников-лаборантов, чтобы заниматься важным делом – проводить химические анализы воды, песка, масел для экипировки локомотивов. Имеет за плечами 38 лет трудового стажа на одном предприятии.

Судьба свела девушку с Валентином Будиным, классным машинистом, – его перевели на станцию Сухиничи–Главные в том же году. Закончив в Малоярославце железнодорожное училище, молодой человек успел несколько лет поработать в Конотопе.

Они сразу понравились друг другу. И Ивану Копытину приглянулся будущий зять: серьезный, дисциплинированный… Родилась молодая семья, в которой в 1958 году появился сын Юрий.

– У отца 48 лет стажа. В военный период в родном Мещовском районе немало лиха хлебнул – трудовой фронт, как говорится, закалил на всю жизнь. Труженик великий. Коммунист, наставник молодежи, – повествует об отце Юрий Будин.

Валентин Александрович был старшим машинистом депо, воспитал десятки молодых коллег.

Частенько Юрка по поручению матери бегал в депо, чтобы отнести отцу «термосок». Для него это было огромным удовольствием: отец или его товарищи обязательно сажали мальчишку в кабину паровоза или тепловоза. В такие минуты сладко замирала душа. А уж когда сидел рядом с отцом во время маневровой работы на станции, восторгу не было предела!

Другого не дано

Юрий Будин четко знал: после школы пойдет по стопам деда и отца. Приезжая на выходные из техникума домой, сразу бежал к отцу – «подышать» особенным, пропахшим соляркой и маслами воздухом, полюбоваться локомотивами, понаблюдать за красивой работой железнодорожников. С нетерпением ждал, когда пролетят годы учебы и он вольется в деповской коллектив.

В первый трудовой день Юрия отец сказал: «Сынок, относись к профессии честно, на работе думай только о деле. Держи себя строго. Только тогда станешь настоящим локомотивщиком».

Представителя уважаемой на железнодорожном узле династии Копытиных–Будиных дружный многосотенный коллектив встретил тепло. Пронеслось несколько лет – времени не замечаешь, когда дело по душе!

Продолжатели династии

Здесь Юрий Будин, как и отец, встретил свою судьбу. Супруга Ирина – тоже из железнодорожной семьи, ее дед Иван Ефимович Королев был главным кондуктором. Сама Ирина 38 лет проработала в ШЧ-38 на АТС. Стаж Юрия Валентиновича42 года. А в общей сложности династия отдала труду в отрасли более 210 лет.

– Знаете, мне довелось почувствовать ту паровозную романтику, о которой говорил дед, когда я вел раритетный паровоз со станции Сухиничи–Главные до станции Фаянсовая, – глаза Будина вспыхивают особым огоньком. – На нем в Москве возили ветеранов железнодорожного транспорта перед Днем Победы несколько лет назад. Мне же с локомотивной бригадой нужно было перегнать его на место постоянной прописки. Управляя «живой легендой», я получил огромный заряд позитива, почувствовал острую ностальгию по детству, юности! Когда остановились на Фаянсовой, станционники шутили: «Ты нас оглушил паровозными гудками!» Мне этот гудок особенно дорог, поэтому все сигналил и сигналил!

У Будиных подрастает внук Илья. Старшему поколению семьи хочется, чтобы он стал одним из современных тружеников стальных магистралей. Как будет на самом деле – покажет время.

Фото Юрия ХВОСТОВА и из семейного архива Будиных.