5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Главное - понимание и доверие

20.03.2020
    В последнее время «школьные вопросы» постоянно на слуху. То федеральный министр просвещения предлагает отметки по творческим дисциплинам отменить, то вводится средневзвешенный балл за оценку знаний, то ученики конфликтуют с педагогами. У родителей одно мнение, у школьников другое, а педагоги чаще отказываются от комментариев. Директор же калужской общеобразовательной школы № 13 считает, что о проблемах обязательно надо говорить всем вместе, только так их можно решить.

   Про «домашку»

    – Тема домашнего задания в последнее время приобрела особое значение. Много споров, особенно в родительском сообществе, ведется относительно количества и качества задаваемого на дом ученикам, в первую очередь в начальной школе. Можно ли обойтись без домашнего задания? Думаю, в целом да, если рационально организовать учебное время урока. Вместе с тем нельзя забывать, что домашнее задание – это один из ресурсов качественной подготовки по предмету. Объемы и нормативы времени на выполнение домашнего задания четко определены СанПиНом. Причиной отрицательного отношения зачастую становится и излишнее «погружение» родителей в домашнее задание ребенка, когда происходит, как в старой доброй песне «Папа решает, а Вася сдаёт». Ошибочно мнение ряда родителей, которые считают, что ребенок должен прийти на урок со стопроцентно верно выполненной работой. Самостоятельно сделанная ребенком работа, пусть даже с ошибками, важнее, чем написанная на «отлично» вместо него другим человеком.

   Зачёт или отметка?

    Экс-министр просвещения Ольга Васильева рекомендовала школам перейти на систему «зачет-незачет» по творческим предметам, этому предшествовало множество обращений родителей и выступления СМИ. Как я к этому отношусь? В целом положительно. Не все дети имеют таланты в музыке, спорте, изобразительном искусстве. Главное при освоении предметов эстетического цикла – формирование культурологических знаний, общего мировоззрения, а физической культуры – формирование основ здорового образа жизни, привычки к активной деятельности. Предметы эти, на мой взгляд, обязательно должны быть, а оцениваться вполне могут по зачетной системе.

   Оценку правит балл?

    – Сегодня ряд школ Калуги применяет средневзвешенную систему оценок. Справедлива ли она? С одной стороны, средневзвешенная оценка обеспечивает прозрачность, ученик понимает, просчитав средний балл, какая отметка выходит у него за четверть. С другой стороны, к сожалению, в последнее время появилась «погоня» за средним баллом, когда положительный результат складывается из текущих устных ответов, оцененных высоко, а комплексные письменные работы выполняются на более низком уровне. Поэтому родителям своих учеников всегда советую смотреть не на средний балл по предмету, а на динамику освоения программного материала, результаты комплексных письменных работ, а также самостоятельно ли он готовит задания. Ведь именно контрольные определяют уровень самостоятельности ребенка при выполнении заданий.

   Про мобильники

    – Ограничение использования мобильного телефона в школе должно быть. Мы видим, что дети очень много времени, в том числе на переменах, проводят, играя в телефоне, общаясь в соцсетях. А это время можно использовать для реального общения, отдохнуть, поиграть с одноклассниками, получить двигательную и эмоциональную разрядку. Мы пытаемся решить вопрос на внутришкольном уровне, но на данный момент это должно находить понимание и у родителей, и у вышестоящих руководителей, проблему можно решить только сообща.

   Какая она - школа будущего?

    – Образование уже сейчас находится на очень интересном этапе развития. Активно развиваются онлайн-сервисы, дистанционное обучение, интерактивные технологии. Постепенно школа переходит на электронные учебники. Все это меняет формы и методы работы. Границы учебного класса за счет информационных технологий расширяются, за урок можно посетить и виртуальные выставки в самых известных музеях мира, и провести опыты, которые ранее были доступны только в научных лабораториях.

    Но, несмотря на закономерную цифровизацию, на мой взгляд, неизменной остается такая фундаментальная вещь, как общение учителя и ученика, продуктивное общение, которое обогащает и помогает увидеть горизонты развития. Никакие технологии не работают, если нет понимания и доверия между учителем и учеником, в процессе которого происходит взаимное обогащение наставника и воспитанника.

   За школьным порогом

    – Жизнь учеников, естественно, не ограничивается школьным пространством и основная потребность молодых и не только людей – быть услышанными, замеченными. Поэтому, мне кажется, нужно создавать больше площадок открытого общения для молодежи, где они могут встретиться, обменяться идеями, найти единомышленников. Прекрасный пример такой площадки, коворкинг – зоны – Инновационный культурный центр. Это действительно место притяжения молодых неравнодушных людей, настоящая точка кипения. Замечательно, если таких точек будет больше.

     У нашего города богатая история, прекрасная архитектура. Сохранить это и наполнить город новыми точками притяжения – парками, скверами, имеющими современные ландшафтные решения, на мой взгляд, одна из главных задач. Общественные пространства должны быть универсальными, чтобы в одном месте уютно чувствовали себя и дети, и молодежь, и люди старшего поколения. А это возможно, в частности, благодаря грамотно спроектированному зонированию общественных мест.

    В последние годы наш город заметно преобразился, особенно центр, его историческая часть. Приятно видеть активно развивающийся микрорайон Правобережье. Часто, встречая гостей города в школе на Правом берегу, слышу восторженные отзывы о планировке микрорайона, о том, как быстро и заметно меняется его инфраструктура. В этом большую роль сыграла программа «Комфортная городская среда» и активное участие в ней горожан. Только от нас, жителей города, зависит, какой будет Калуга завтра.