15 января, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Яркая упаковка для вечного

06.03.2020
    Наш корреспондент побеседовал с создателем родившегося в Екатеринбурге более десяти лет назад самого масштабного российского фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгением Фатеевым о том, как стрит-арт может стать частью городской среды. Недавно в Калужском инновационном культурном центре прошла встреча с этим интересным человеком, во время которой он рассказал, как уличное искусство может внести свой вклад в формирование городской идентичности.

    Евгений Фатеев - культуролог, публицист, куратор, историк.

    Родился в 1975 году. В 2000 году закончил истфак УрГУ (Екатеринбург). Член Общественной палаты г. Екатеринбурга. С 2017 года возглавляет Екатеринбургское представительство Русского художественного союза.

   В Калуге пока нет багажа

    Естественно, нельзя было не узнать у специалиста его мнение о недавней ситуации, связанной с возможностью появления мурала на космическую тематику, который предполагалось разместить на торцевой стене одного из домов на улице Гагарина при въезде в город.

    – К сожалению, я не знаком лично с калужскими уличными художниками (после лекции все-таки такое знакомство состоялось. – Авт.), но видел эту работу. Мне ее сложно оценить художественно, но я могу оценить ситуацию. Уличное искусство должно обязательно работать с такой категорией, как легитимность. Оно, прежде чем появиться, должно пройти какой-то неизбежный набор согласовательных процедур. Практика показывает, что таким работам легче возникнуть в рамках какого-то фестивального формата. Мы в Екатеринбурге существуем уже много лет, но нашей свободной работе сегодня предшествовала многолетняя работа городской администрации с горожанами, владельцами зданий.

    Я бы не стал судить строго тех, кто пытался у вас что-то сделать, потому что у Калуги нет за плечами такого багажа, как у Екатеринбурга, еще не очень подготовлена публика. У нас же город является соорганизатором фестиваля, это наш партнер. Однако такое партнерство не является карт-бланшем, нам все равно приходится самостоятельно решать основные вопросы, – говорит Евгений Фатеев.


   Площадка для стартов и нового

    – Фестиваль родился в Екатеринбурге. В этом году мы пошли на второй десяток и проводим его в 13 городах, в основном на Урале и в Сибири. Последняя наша известная история – супрематический крест, который сделал в прошлом году на фестивале Покрас Лампас и вызвал большой скандал. Он сам называет «Стенограффию» вехой для каких-то творческих поворотов и свою каллиграфию родил тоже на нашем фестивале в 13-м году. Сейчас художник шагнул в большую культуру, и мы этому очень рады. Для нас очень важно, если фестиваль становится для кого-то стартовой площадкой или мы открываем что-то новое, – говорит Евгений Фатеев.

    В то же время, по словам культуролога, уличное искусство пока сидит в своем гетто, и, хотя присутствует в медиа-повестке, рассказывают о его сути еще мало.

   От вызова к диалогу

    – Уличное искусство – это всегда определенного рода вызов. Неравнодушные к урбанизму, рассуждая о нем, почему-то часто отстаивают ценности волюнтаристского делания чего-то на улицах при полном игноре какого-то диалога с гражданским обществом. Я считаю это неправильным, – говорит Евгений Фатеев. – На нашем фестивале мы всегда заранее определяем разрешительные процедуры с поверхностями жилых домов, это очень важно и серьезно. Это и для художников важно: они быстро вырастают из коротких штанишек тупой уличной протестности. Если говорить о ней, то мы уже несколько лет противостоим ей. Мы скорее фестиваль для самореализации художников и осуществления ими некоего романа с улицей, уличного романа, где самое главное – добиться соответствия формы и содержания, допуская при этом право на ошибку. Но удачи тоже иногда бывают.

   Сделать важное интересным

    По мнению Евгения Фатеева, современная и яркая упаковка уличной культуры может хорошо послужить для сохранения традиционного искусства.

   – Молодые не могут воспринимать мудрость, если она плохо выглядит или немодно одета. Когда что-то самое главное вам скажут такие люди – вы это пропустите. Сегодняшнего человека с его восприятием сделали, к сожалению, не у нас и не мы. Нравится нам это или нет, с ним надо разговаривать конвертируемым языком, который он поймет. Это значит, что в нашем родном наличном надо искать то, что потенциально способно быть конвертируемым. Например, хотя бы нормально фотографировать наши города. Это только самое малое. Я ответственно заявляю, что Россия входит в тройку самых красивых стран в мире, – говорит Евгений Фатеев. – Надо искать способы конвертируемо говорить о собственной стране и ее еще совершенно не актуализированной визуальной культуре. Мы не знаем 90% того, чем обладаем. И это не наша вина, а тех, кто должен нам об этом рассказать. Надо постигать синтаксис современных информационных технологий и показывать свою страну. Мы – очень крутые.

Фото: Андрей ГУСЕВ и из социальных сетей.