27 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Превратности судьбы

21.02.2020
    В середине 80-х годов прошлого века в нашей стране ещё не было специализированных подразделений, занимавшихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков. Как и везде, в нашей области этой работой занимались обычные подразделения уголовного розыска. Калужские оперативники Николай Ратников, Сергей Шнитко, Виктор Гордеев, Дмитрий Колозин со товарищи раскрывали наркопреступления попутно с другими уголовными делами. Но это не мешало им делать свою работу на совесть.

   Маковое поветрие

   В те времена на учёте в уголовном розыске стояло не более сотни наркоманов. Но с наступлением перестройки и поворота нашей страны в сторону западного образа жизни их число стало быстро расти.

    Поначалу основная масса наркотиков имела растительное происхождение. Добывали их в основном из мака, конопля и марихуана встречались редко. Именно в те времена дачи и приусадебные участки стали подвергаться нашествию сомнительных личностей, собирающих маковые головки. А у калужских наркоманов изымали опий-сырец или уже готовый к употреблению ацетилированный опий.

    Героин на калужский наркорынок пришёл позже. Со временем он вытеснил другие средства, поскольку был гораздо компактнее, проще в приготовлении и обладал более мощным эффектом. Что касается кокаина, то он из-за чрезмерной дороговизны в Калуге распространения не получил.

    Но это было позже, а пока основными каналами поставки наркотиков в Калужский регион оставались Украина и Молдавия, ведь границ с ними тогда не было совсем, да и железнодорожное сообщение работало исправно.

   «Лёгкие деньги»

    Занимались преступным промыслом сами наркоманы, которые таким образом обеспечивали себя и зарабатывали на собратьях по несчастью. Не избежали соблазна «лёгких денег» и иногородние торговцы с калужского рынка.

    Некоторым из них было мало дохода, получаемого от условных семечек и грецких орехов. Они поддавались на уговоры местных наркоманов и соглашались привезти им несколько стаканов маковой соломки. Действительно, почему бы не спрятать в мешке с семечками пакет-другой? Багаж-то в поездах всё равно никто не проверяет. Разумеется, делали они это не бесплатно и постепенно входили во вкус.

    В итоге и тех и других регулярно ловили и в Калуге, и в союзных республиках, судили и отправляли в места не столь отдалённые. Но спрос рождает предложение, и на место одних наркосбытчиков приходили другие.

   Ловкий Финн

    По оперативным каналам к сотрудникам уголовного розыска поступила информация о жителе областного центра Андрее Кузнецове по кличке Финн. Фигурант сам был наркоманом и уже имел судимость за мошенничество, связанное с хищением наркосодержащих препаратов. Причём проявил себя тогда как незаурядный преступник, действующий решительно и нагло.

    Вместе с сообщником Финн явился под видом проверяющего на один из калужских заводов и изъял в отделе гражданской обороны просроченные шприц-тюбики из комплектов индивидуальной противорадиационной защиты. В тюбиках содержался наркотический анальгетик промедол, который интересовал преступников.

    Некоторое время спустя Кузнецов с помощником был задержан, они получили по семь лет колонии. После отбывания наказания он вернулся в Калугу и на некоторое время выпал из поля зрения правоохранительных органов. Как оказалось, ненадолго.

   Дважды задержанный

    Сыщики узнали, что Финн воспользовался своими связями на Украине и вместе с партией фруктов доставил оттуда в Калугу несколько мешков маковой соломки.

    Для проверки информации за подозреваемым установили наружное наблюдение. Всплыли интересные факты. Кузнецов имел квартиру в старом доме барачного типа на улице Поле Свободы. Жилище представляло собой настоящий проходной двор: там постоянно крутились наркоманы. При этом проживал Андрюша, как его называли между собой опера, в другом месте – снимал жильё у подруги на улице Достоевского.

    Сотрудники уголовного розыска решили проверить этот адрес. Они задержали подозреваемого и доставили его в Ленинский райотдел для разговора со следователем. А сами тем временем получили постановление об обыске и направились к съёмной квартире.

    Однако и Финн, оказавшись в критической ситуации, не стал сидеть сложа руки. Он отпросился из камеры в туалет, а затем воспользовался тем, что дежурный отвлёкся на разбирательство с другими задержанными. Убедившись, что за ним никто не наблюдает, Кузнецов спокойно проследовал к выходу и улизнул на улицу. У преступника была цель – попасть в квартиру быстрее милиции и уничтожить все улики. К счастью, оперативники оказались проворнее и задержали его повторно во дворе интересующего их дома.

   Чистосердечное признание

     При обыске по месту жительства подозреваемого было изъято четыре мешка маковых головок и спрятанная в хлебнице приличная сумма денег. Соседи подтвердили, что именно Андрей Кузнецов постоянно проживал в этой квартире.

    Деваться ему было некуда, а чистосердечное признание, как известно, смягчает вину. Поэтому Андрюша начал отвечать на вопросы оперативников. Он рассказал, что специально держал сырьё и готовил наркотики в отдельной квартире, так как боялся, что его больные приятели найдут маковую соломку и употребят все его запасы бесплатно.

    Обычно он готовил несколько шприцев с раствором, кололся сам, после чего шёл в свою квартиру, где продавал наркотики знакомым. Некоторые покупатели там же и «зависали» после употребления зелья.

   Неожиданный поворот

    По новому приговору Финн получил ещё более пяти лет колонии. Но и в местах лишения свободы сказалась его ловкая натура. На свободу он сумел выйти раньше срока благодаря условно-досрочному освобождению.

    По всей видимости, вторая отсидка всё-таки заставила Андрея серьёзно пересмотреть свои взгляды на жизнь. Оказавшись на свободе, бывший калужский наркоман неожиданно для многих ударился в религию. Он уехал в Тульскую область и поступил там в баптистскую школу.

    Случайно встречаясь с оперативниками во время визитов в Калугу, Кузнецов рассказывал, что завязал с наркотиками и начал новую жизнь. Вручая им свои визитки, он просил называть его Андреем Игоревичем. Параллельно с пасторской миссией он занимался тем, что гонял в Калугу машины из-за рубежа. На какое-то время совсем пропал из города и в итоге около дести лет назад осел в Канаде. Сыщики с удивлением узнали, что Финн получил сан священника и читает проповеди в местной протестантской общине.

    Кстати, на калужских оперативников проповедник не в обиде и даже передаёт им приветы, когда общается со своими знакомыми по скайпу.

Фото: из открытых источников.