30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Более двадцати приёмных детей воспитали и воспитывают супруги из Козельска

12.10.2018

Дать ребёнку детство

Взять приёмного ребёнка в семью супруги решили, когда шестеро старших детей подросли и самая младшая пошла в первый класс.
– Я привыкла, что дома много детей, – объясняет Нина Александровна. – А тут как-то пусто стало. Мы и подумали, что можем ещё какому-то ребёнку детство дать. У нас две девочки и четыре мальчика, захотелось ещё девочку в доме.
Девочек появилось сразу две: оказалось, что у полуторагодовалой Вики из приюта есть четырёхлетняя сестрёнка.
Дальше дети появлялись в семье Данилкиных сами. Сначала их старшая дочь позвонила из больницы, в которой лежала, и рассказала о двухмесячной «отказной» девочке с целым списком диагнозов. Виктор Николаевич, который работал в то время в Москве и бывал дома наездами, по просьбе жены заехал в больницу, взглянул на девочку и позвонил домой: «Это наша». Собрав документы, супруги узнали, что у малышки есть брат с сестрой, и долго бились за то, чтобы дети оказались в одной семье.
Затем по ряду обстоятельств в семье появились три малышки – племянницы Нины Александровны.  А спустя некоторое время супруги поняли, что приёмный сын Паша оказался практически в «женском царстве»,  и задумались о мальчике.
– Поедем посмотрим? – спросила Нина Александровна мужа, когда им позвонили из опеки по поводу двух братьев.
– Что, посмотришь – и не возьмёшь? – возразил немногословный супруг.
Эту поездку они помнят особенно остро. Старший из мальчиков был шустрый и бойкий. А младший, которому едва исполнился год... Четыре года ушло на то, чтобы приучить его к пище, которую организм малыша просто не хотел принимать. В каких условиях он жил и почему это произошло – сегодня уже неважно. Теперь это умный, рассудительный и очень дотошный ребёнок. А главное – здоровый, как и другие дети, диагнозы которых планомерно вычёркивались из медицинских карточек после того, как малыши попадали в семью.

Вырастить настоящих леди

За 15 прошедших лет в семье Данилкиных появились 15 приёмных детей. Сейчас в небольшом доме их «всего» девять.
– Здесь две девочки, здесь три, здесь мальчики, – показывает Нина Александровна маленькие уютные комнаты на втором этаже.
По дому разносится чириканье попугаев, обоев на стенах почти не видно за фотографиями детей и внуков: семьи старших детей тоже уже многодетные. Чисто, уютно, тепло. Бытовые вопросы о том, как всё успеть: прибрать, накормить – звучат неуместно. «Не о том», – хмурится Виктор Николаевич.
–  Я же дома, дети утром в школу ушли – быстро убрала, приготовила, – поясняет Нина Александровна. – И детей к порядку приучаю: вещи должны быть на местах, у нас их негде раскидывать. Раньше-то вообще в трёхкомнатной квартире жили.
Вопрос с жильём у семьи долгое время стоял очень остро и решился не сразу: помогло обращение к губернатору, который потом приехал на новоселье. За три года жизни на новом месте семья обустроила и дом, и палисадник:  аккуратные дорожки, множество цветов и кустарников с забавными скульптурами, детский уголок, большая круглая беседка и котлован под будущий пруд. Такая же картина и за воротами: вокруг дома трава окошена, радуют глаз цветы и садовые скульптуры.
– Витя всё сам делал: забор, беседки, дорожки, – кивает на мужа Нина Александровна. – Цветы мы оба любим. У нас и огород небольшой, овощи все свои, помидоры до сих пор в теплице. Мне иногда говорят: надо скотину, мол, чтобы семью прокормить, чтобы дети к труду приучались. А я считаю, за скотиной ходить  научатся, если жизнь заставит. Детей важно воспитать: чтобы вести себя умели, одеваться уместно, гостей встретить-проводить. Девочка должна быть леди. Ну а мальчик – настоящим мужчиной. Я с детства усвоила: в доме должен быть порядок, поесть приготовлено, ну и женщина должна выглядеть как женщина – «причепурена», как у нас говорили.

Творческая семья

Старшему сыну Нины Александровны уже 36. Он хореограф, сейчас живёт в Сухиничах. А пока жил в Козельске, почти все младшие братья и сёстры занимались в его студии танцев. А ещё пели, шили, вышивали, занимались спортом… Творчество царило и во дворе дома, где жила семья: на Новый год родители с детьми наряжали ёлку, лепили фигуры из снега, устраивали игры и развлечения.
В 2009 году Данилкины представили нашу область на Всероссийской творческой ассамблее замещающих семей и заняли третье место в номинации «Спорт».
– Готовили презентацию своего города, мастер-классы, танцы, – вспоминают родители. – Два чемодана одних костюмов с собой везли…
Пока старшие на учёбе, дома к маме льнёт младшая Варенька, ей почти четыре. Она появилась в семье три года назад вместе со старшими братьями, пятнадцати и шестнадцати лет. И это тоже произошло как-то само собой.
– У нас есть традиция: мы каждый год поздравляем пятерых  детишек из неблагополучных  семей,  – рассказывает Нина Александровна. – Покупаем им подарки, старшие дети одеваются Дедом Морозом и Снегурочкой и едут поздравлять одну-две семьи. На тот Новый год ездили в семью Вари и её братьев. А через некоторое время нам позвонили из опеки: их мать лишили родительских прав, детей должны были распределить по разным учреждениям, а они разлучаться не хотели, сказали – только вместе.
В опеке сразу предупредили: старшие ребята непростые…

Всё не зря

Сегодня у семьи –  сложный этап, известный многим родителям как переходный возраст. Но одно дело, когда на поиски «приключений» отправляется ребёнок, которого воспитывал с детства, и совсем другое, когда таких подростков несколько и пришли они в семью лет в 15-17. Тут от родителей требуется в разы больше терпения, мудрости и сил. «Отказывайтесь, отправим в детский дом», – не раз уже советовали Данилкиным, кивая на самых «зажигательных» детей.
– Ну, как  я от них откажусь? – качает головой Нина Александровна. – Родная мать от своего ребёнка ведь не откажется, каким бы он ни был. А этим и без того в жизни досталось. 
Недавно Нина Александровна отмечала день рождения. Каждый из детей поздравил, каждый сказал добрые слова. Даже самый отчаянный, Миша, пришёл с коробкой конфет.  Нина Александровна включает на телефоне клип на песню о маме, записанный старшими,  и, глядя на мужа, задумчиво говорит:
– Всё равно это не зря. Всё равно в детях что-то хорошее останется, как бы они сейчас себя ни вели. Вот если бы пришлось начать всё сначала, зная, какие трудности будут, мы бы их всё равно взяли.

Фото автора.