1 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

"Картинка настоящего"

31.01.2020


Пока ничего не удалось выяснить об авторе, который подписался Л. Каллистратов. Это мог быть калужанин, свидетель освобождения города, это может быть перепечатка. Той же зимой 1942-го в одном из номеров газета опубликовала известное «Жди меня, и я вернусь» Симонова.

Сейчас нам важней другое: о чем говорят эти строки. Понятно, что это насмешка, потому и выбрана пародийная форма. Стихотворение Николая Некрасова «Крестьянские дети» узнается сразу же по первой строке. Дальше появляется не «мужичок с ноготок», а ариец. «Потрепанный френчик, дырявые брюки…» Вид, словом, самый жалкий. Начинается разговор. «Вояка» жалуется: «Четвертые сутки не ели, не пили, и каждый бессилен, и каждый устал». Ему остается только одно: сдаться в плен («всю роту разбили…»). Простонав, «вояка» «пилотку надвинул, портянку поправил и в тыл к нашей кухне рысцой побежал».

Город освобожден, и враг представлен смешным.



Начальная фаза битвы за Москву была успешной. В конце января 1942-го освобождены Сухиничи. Может быть, какой-нибудь отдельный «вояка» выглядел именно так, как описан, и шел сдаваться под конвоем деревенских женщин с вилами, однако у противника еще были резервы. Сталин как верховный главнокомандующий настаивал на продолжении наступления. Казалось, был открыт путь на Вязьму. Михаил Ефремов, командовавший 33-й армией, получил приказ взять этот город с ходу. Это не удалось, армия попала в окружение. Потери советских войск здесь превосходили фашистские. Ржевско-Сычевская операция закончилась неудачей. 20 апреля 1942 года войскам Западного и Калининского фронтов последовал приказ о переходе к обороне.

Но в целом первейшие цели были достигнуты: угроза захвата Москвы снята, и война перешла в затяжную фазу. Кроме других свидетельств об этих днях нам осталось и это стихотворение, где есть и злая насмешка, и радость, и наивная, но опасная вера, что победить врага легко. До полной Победы оставались годы.