2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Заполненная страница

29.01.2020
В каждой семье есть какие-то вопросы, доставшиеся от прошлого. Они годами остаются без ответа. Неоплаченным долгом тянут душу и нервы. Незавершенное прошлое не даёт покоя настоящему. Для семьи Хомяковых таким «неотвеченным вопросом» стала судьба красноармейца Леонида Петровича ХОМЯКОВА.

Искали всей семьёй

Поисками погибшего дяди собирался заняться Евгений Хомяков. Скупые сведения о родственнике-герое нашел его младший брат Владимир, который живёт в Алма-Ате и с детства увлекается военной литературой. Когда появилась возможность знакомиться в интернете с различного рода документами, отдавал этому чуть ли не всё свободное время. «Убит 10 апреля 1942 года, похоронен – лес, сев.-зап. 1,5 км. с. Столбинки» - вот и все, что удалось узнать.

Деревни Столбинки нет ни на одной карте. Её следы остались где-то под Смоленском. Евгений всё сокрушался, как найти место гибели, если теперь даже такого населенного пункта нет? Хотел вместе с родственниками, живущими в Москве, отправиться на поиски. Но по разным причинам несколько лет поездка откладывалась, племянник не дожил до встречи с дядей.

Родные, к которым так и не доехал Евгений, решили довести дело до конца - начали подробно изучать весь путь дивизии, в которую входил 173-й гаубичный артиллерийский полк, где служил Леонид Хомяков. Узнали, что она формировалась в Сибири, потом, видимо, доукомплектовывалась в Алма-Ате. Позднее ее перебросили под Тулу. До Юхнова дошли с боями.

Сколько карт перерыли – не сосчитать! Путаница была еще в том, что до войны это была Смоленская область, а потом уже Калужская. Но они нашли ее, Столбинку! Нашли на карте Рабоче-крестьянской Красной армии 1940 года. Она километрах в десяти северо-западнее Юхнова. Угра там змеёй петляет. Километрах в двух-трёх от берега и стояла эта деревня. Там, видимо, и базировался полк, после того как Юхнов освободили в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции 5 марта 1942 года. На правом берегу укрепились немцы. Мясорубка была страшная.

Появились какие-то ориентиры, и минувшей осенью родные отправились на Юхновскую землю.

Рассказывает внучка красноармейца Хомякова Виктория Островская:

– Встретились в Москве (приехали родственники и из других городов). И экипаж двинулся в сторону Юхнова.

Нам повезло: в музее «Юхнов – город воинской доблести» встретили его директора, Александра Сорокина. Всё объяснили, показали документы. А он сказал, что нет такой деревни и не было никогда.

В интернете быстро нашли ту самую карту. Сорокин удивился. Сказал, что занимается поиском 20 лет, сколько километров исходил с ребятами, сколько местного народу опросил, а о такой деревне не слышал! А мы нашли…

Извинился, что сомневался, порадовался – одним белым пятном теперь меньше будет. Чувствовалось, что он не только по должности этим непростым делом занимается, тут искреннее чувство необходимо, ощущение собственного долга перед прошлым.

Много он тогда рассказал о том, что творилось в этих местах. И сколько еще неизвестного остаётся. Показывал «листок донесения» одной из дивизий: «…утром 117 человек пополнения прибыло, все из Средней Азии, по-русски не говорят», писарь их даже пофамильно записать не мог. А вечером донесение: «…осталось 17». И так не один день. Дивизия четыре состава поменяла. Вся земля тут – одно общее кладбище…

Приедем весной

Попасть на место, где когда-то была Столбинка, родственникам Евгения Хомякова так и не удалось. После дождей к месту исчезнувшей деревни не мог проехать никакой транспорт. Но от мысли побывать там потомки не отказались. Решили приехать весной, когда трава еще только намечается и можно пройти пешком. Сорокин обещал помочь, найти вездеходы.

После музея гости побывали на мемориале в Юхнове, съездили на Поле памяти. Мраморные плиты, имена, имена…

Леонида Петровича Хомякова среди них нет. Пока нет.

По совету директора музея родные обратились в военкомат с просьбой увековечить память Леонида Хомякова, погибшего в боях у деревни Столбинка. Спустя две недели получили ответ: «На основании присланных документов имя вашего деда внесено в списки на увековечение в новом томе Книги Памяти Калужской области, и его фамилия внесена в список для последующего увековечения на мемориальной плите мемориального комплекса г. Юхнов Калужской области».

Так что в год 75-летия Победы снова в Юхнов. Эта поездка, которая ждала своего часа столько лет, заполнила еще одну страницу в истории большой семьи. «Никогда мы не были так близки друг к другу, как в тот день, возвращаясь в Москву из экспедиции в прошлое…», - написала в письме директору музея Виктория Островская.

Наша справка

В боях за Юхновский край сложили головы 29 тысяч 424 человека. На мемориале захоронено более шести с половиной тысяч воинов. Но ежегодно на гранитных плитах появляются новые имена героев, защищавших эту землю. Находят медальоны поисковики, открываются архивы. В прошлом году установлены две гранитных плиты, на которых увековечены имена 426 бойцов Советской армии, погибших на Юхновской земле.

В наступившем юбилейном году этот список пополнится новыми именами.