3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Большая жизнь под стук колёс

28.01.2020
Открытие железнодорожной станции в Спас-Деменске стало важной вехой в истории градообразования. Регулярное движение, запущенное в 1899 году, подарило спасдеменцам сотни рабочих мест, значительно улучшило экономическое и социальное положение города. Большую роль железная дорога сыграла и в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, спустя 120 лет, многие организации и подразделения обслуживания железнодорожного узла, созданные в то время, больше не функционируют. Однако движение поездов продолжается, а главное, живы пенсионеры–железнодорожники, их дети и семьи, хранящие добрую память о былом.

Поезда уходят по расписанию

До постройки участка дороги Данков - Спас-Деменск – Смоленск основной вид транспорта и доставки товаров в регион был гужевой. С началом эксплуатации железнодорожной линии вступила в права эпоха новых торгово-экономических отношений. Станция Спас-Деменск в те времена заняла ведущие позиции по отгрузке пеньки и рогожи, льняного и конопляного масел, зерна, кожи и прочих товаров. 

Сначала были маломощные паровозы. Они прослужили достаточно долго и пережили не самые легкие времена. В годы Великой Отечественной войны машинисты спас-деменского депо под обстрелом и бомбежкой водили эти поезда к линии фронта, доставляли грузы, вывозили раненых. 

Проходили годы, и подвижной состав менялся. Заметно выросла скорость движения поездов. Пассажирские и товарные составы стали водить мощные тепловозы, появились дизель-поезда, оживилось пассажирское движение.

Железнодорожная станция стала своеобразным центром развития города в целом. Здесь были построены железнодорожный клуб (сегодня - здание ДЮСШ), детский сад (сегодня - социально-реабилитационный центр «Черемушки»), железнодорожная столовая, микрорайон Черемушки, где жили семьи железнодорожников, а также медицинская амбулатория. Она служила не только для деповчан, но и для всех жителей города.

Начало продолжения

 О какой бы масштабной системе ни шла речь, в любой истории центральным персонажем выступает человек. Создание станции и её дальнейшее процветание – заслуга множества железнодорожных специалистов. История помнит фамилии машинистов, посвятивших станции жизнь: Семен Пивоваров, Иван Куприков, Николай Коньков, братья Луневы и другие.

Николай Коньков – машинист со стажем около 40 лет. Его профессиональная карьера началась в двадцатилетнем возрасте, когда еще совсем юным он был освобожден от военного призыва как железнодорожник. Чтобы стать настоящим профессионалом, Николай на протяжении многих лет проходил переподготовку в Курском училище на машиниста тепловоза, дизель-поезда. Первой его машиной был тяжелый паровоз, а сам он тогда трудился кочегаром.

Сегодня трудно представить, как три человека управлялись с машиной весом 200 тонн. Николай Григорьевич вспоминает, что профессия машиниста была не такой романтической, как могло показаться. Возможность увидеть родных выпадала по расписанию, работать приходилось в постоянной пыли и копоти, а иногда «тянуть состав двойной тягой», что означало двойное напряжение - выдержка и труд.

Несмотря на трудности, профессия машиниста все же имела и свои плюсы. Дочь Николая Григорьевича Валентина вспоминает:

- В те годы в нашем доме было совсем мало удобств. Когда папа стал работать машинистом, наши условия жизни заметно улучшились. Мы имели возможность ходить в душ при депо, а не в городскую баню, как все. С маленькой сестрой частенько приходили в красный уголок депо и смотрели телевизор. Очень хорошо мне запомнился автомат с газировкой, который стоял в помещении. Наверное, оттого она и была такой вкусной, потому что больше её нигде не было. Больше всего я любила Новый год, ведь нам, детям железнодорожников, выдавали чудесные подарки. Конечно, их нельзя сравнить с сегодняшними, но тогда они казались совершенством.

Работа машиниста в 60 - 70-е годы неплохо оплачивалась. Но привилегии, уважение и почет необходимо было заслужить. За годы службы Николай Григорьевич, как и все, принимал участие в социалистических соревнованиях, становился победителем и имел звание «Ударник пятилетки». На последнем этапе службы получил почетное звание «Ветерана труда».

Жизнь каждого человека не должна проходить бесследно, поэтому память о первых железнодорожниках Спас-Деменска не просто остается на страницах истории, а служит отличным примером для формирования новых образцов служения своему делу.

Фото из семейного архива Николая Конькова и из открытых источников.