5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Наши руки – не для скуки!

16.01.2020
«Драмкружок, кружок по фото… Хоркружок – мне петь охота…» Мамы и папы сегодняшних учеников узнают себя в девочке из стихотворения Агнии Барто. В Хвастовичском районе далеко не всё так гладко с возможностями детского дополнительного образования. Разнообразия кружков нет. Самые на сегодня востребованные - вокал, рисование, туризм, футбол, гимнастика, борьба - не вмещают всех желающих. И положительной динамики пока не наблюдается.

Журавлики и звёзды

Современный ученик не может довольствоваться одними только занятиями в школе. Ему важно развиваться, общаться со сверстниками, узнавать что-то новое и интересное. Особенно хорошо проявляется это у младших школьников. Тем всё интересно - и петь, и танцевать, и из бумаги журавликов мастерить.

Ребёнок подрастает, и интересы его становятся совсем другими. Мальчишкам хочется к звёздам, к моторам, к роботам. А девочки хотят не просто петь, а петь на сцене перед ликующим залом. И очевидно, что разнообразие кружков и секций должно быть представлено и для этого возрастного слоя школьников.

В Хвастовичском районе такая работа с ребятами проходит на базе Центра дополнительного образования детей и юношества, его структурного подразделения ФОК и в школах. Сегодня восемь педагогов дополнительного образования ведут занятия с детьми в объединениях «Лёгкая атлетика», «Самбо», «Настольный теннис», «Юный спасатель», «Хоббиленд», «Колорит», «Новая волна», «Творческая мозаика».

В школах же это и кружки, и внеурочная деятельность, обязательное участие в которой предусмотрено федеральными образовательными стандартами. Кстати, по поводу внеурочной деятельности много споров, часто она проходит под видом обыкновенных дополнительных занятий, что вызывает у ребят не очень-то положительные эмоции.

Из направлений по школам можно выделить следующие: физкультурно-спортивное (до четырёх часов в неделю), художественное (один-два часа), интеллектуальное (один-два часа), эстетическое (один-два часа в неделю). Допобразованием заняты в основном учителя физкультуры, педагоги-организаторы, преподаватели технологии.

Фактически дополнительным образованием и внеурочной деятельностью охвачены 65 процентов учеников района (из них примерно половина тех, кто посещает Центр творчества). При этом в районе нет кружков экологического направления, естественно-научного, научно-технического, военно-патриотического (не считая двух часов в неделю занятий с ребятами Юнармии). Конечно, не хватает танцев и пения. Многие ребята с удовольствием танцевали бы, и старшеклассники в том числе…

Недостаточное финансирование сферы дополнительного образования района привело к тому, что выпали в этом году из сетки расписания секции по хоккею, урезаны часы по робототехнике, гимнастике, лёгкой атлетике и некоторым другим направлениям. Сказывается и отсутствие квалифицированных педагогов.

А дети что?

Но есть и ещё одна проблема, достаточно весомая, из-за которой срываются все ребячьи планы, – чрезмерная нагрузка в школе.

Вот типичный распорядок дня ученика, который посещает хотя бы одну секцию или кружок. С утра учёба. Шестой урок заканчивается в два часа. Седьмой урок отдаём на подготовку к проверочной работе, или на классный час, или на другие обязательные занятия.

Домой приходим к четырём. А если ученики после уроков готовятся к празднику, рисуют стенгазету, репетируют сценки? И после всего этого - секция или кружок? Пойдёт ли ребёнок на такую жертву? Только самый упорный. Вот и выходит, что некогда ребятам среднего звена и старшеклассникам посещать кружки. А если и появляется свободное время, то лучше в интернете посидят, фильм посмотрят.

Есть и материальная сторона вопроса - некоторые виды спорта затратны и расходы ложатся на плечи родителей.

Инвестировать в будущее

Дополнительное образование детей – тема больная не только для Хвастовичского района. Наверное, потому, что это направление не приносит прибыли. Но ведь расходы на творческое, интеллектуальное и спортивное развитие подрастающего поколения – это инвестиции в будущее. Значит, отсутствие финансов – не оправдание, а пополнение материально-технической базы и обучение и привлечение педагогов - цель. 

В следующем учебном году немного исправить ситуацию обещает программа «Успех каждого ребёнка» в рамках национального проекта «Образование». Планируется развить техническое направление в образовании и заняться биотехнологическим. В любом случае очевидно, что новое время требует новых решений.

Кстати

Общероссийская тенденция такова. Сокращается сеть объединений технической направленности, востребованных мальчиками и юношами. Уменьшается количество наиболее затратных детских объединений спортивного, туристского, технического профиля для подростков старшего возраста, требующих особого внимания.

Как показывает практика, остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования, несовершенство нормативной базы образования, снижение уровня научно-методического и программного обеспечения, отсутствие планомерной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы дополнительного образования детей привели к серьёзным изменениям в функциональном назначении учреждений дополнительного образования детей.

Фото автора.