3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

В гостях у фарфоровой сказки

16.01.2020
Китайский Новый год отмечают 20% населения в мире – по восточному календарю он наступит 25 января. Именно тогда вступит в свои права год металлической белой Крысы. В фирме «Фарфор» акционерного общества «Кировская керамика» уже ощутили неуёмную энергию и металлический характер нового покровителя года. Здесь ещё летом приступили к разработке продукции, символизирующей согласно китайской мифологии одно из животных восточного календаря – Крысу.

Для красоты и пользы

  В канун Нового 2020 года художественная мастерская фирмы напоминала сказку «Щелкунчик». Фарфоровые мыши были повсюду – на столах, на полу и в руках работающих мастериц, под кистью которых серые безликие фигурки приобретали не только нарядные одежды, но и характер.

Весёлая мышиная компания, разработанная художником-модельщиком Светланой Кадышкиной, заставляет забыть неприятные ассоциации с грызунами и невольно улыбнуться фантазии автора. Здесь можно увидеть разных мышек: девочек и мальчиков, деловых и элегантных, ушастых и не очень, примеряющих берет и кепку.

  
По древней легенде, Крыса благодаря своему проворству оказалась во главе восточного календаря и открывает каждый 12-летний цикл. В странах Юго-Восточной Азии это животное считается символом богатства и бережливости. Сувениры ручной работы востребованы в канун Нового года и служат хорошим подарком и в нашей стране. У многих кировчан сложились уже целые коллекции подобных фигурок.

Около двух десятков лет фирма «Фарфор», возглавляет которую Виктор Колявкин, выполняет заказ администрации губернатора области на сувенирную продукцию. И на этот раз здесь изготовили 400 чайниц и 230 сувениров. Мышата – Деды Морозы, на шапочках которых золотом написано «Калуга 2020», уже поселились в квартирах лучших работников региона или отправились в путешествие далеко за его пределы.

– К 2020 году было разработано 11 видов новогодней сувенирной продукции, – рассказывает Светлана Кадышкина. – Есть среди сувениров набор для специй, подставки под ложки, чайницы.

Порой от идеи до её воплощения проходит до полутора месяцев. Начинается всё с эскиза на бумаге. Затем художник берёт в руки пластилин, и вскоре на свет рождается примерная модель, которая служит основой для гипсовой формы. Довольно сложно добиться того, чтобы изделие не ломалось, это совместный кропотливый труд модельщиков и литейщиков.

Дружный коллектив

Светлана Кадышкина трудится в АО «Кировская керамика» 27 лет. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает около трёхсот наименований, количество видов изделий может доходить до двух десятков – и почти в каждом есть частица труда художника-модельщика. Труд Светланы Кадышкиной был высоко оценён в коллективе – она награждена почётным знаком «Трудовая доблесть Кировского района». Она - лауреат конкурса «100 лучших товаров Калужской области».

В художественной мастерской работает Ирина Кузнецова.

– Я с радостью иду на работу утром, потому что мне нравится то, что я делаю, – говорит Ирина. – Скучно не бывает – есть простор для творчества.

Коллектив прирастает и молодёжью. Юлия Бирюкова с удовольствием расписывает блюда и вазы изображениями животных.

Калужский колледж культуры за плечами у Екатерины Тарановой, она изучала народное творчество. Любит расписывать сувенирную продукцию, украшает изделия пейзажами. И совсем не боится мышей, наоборот, старательно покрывает очередную мышку краской.

У каждого художника свой почерк, поэтому даже одинаковые формы после росписи выглядят по-разному. В этом и есть авторская индивидуальность.

Прежде чем изделие попадёт в художественную мастерскую, над ним должен потрудиться отливщик. На литейном участке нет ярких красок, как в живописном, здесь всё в серо-белых тонах. Отливщик Татьяна Башкова поясняет, что сырые и уже высохшие изделия отличаются друг от друга по цвету. С появившимися на свет сувенирами надо обращаться осторожно – они очень хрупкие. После росписи изделия проходят глазуровку и обжиг.

Татьяна трудится в «Кировской керамике» два десятка лет. Ежемесячно отливает более 1000 изделий. Несмотря на нагрузку, интерес к работе не пропадает: скучать не дают модельщики, предлагая освоить новые и новые сувениры. По примеру мамы пришёл на завод сын, затем невестка. Так родилась трудовая династия Башковых.

Новогодний ассортимент продукции в фирме «Фарфор» обширен. После глазуровки из печи обжига выходят яркие, блестящие Деды Морозы и Снегурочки, Санта-Клаусы и Снеговики. Разошлось по стране несколько тысяч фарфоровых мышей. Пусть в 2020 году они принесут своим хозяевам удачу и достаток.

Фото Дианы СЕМЯНИЩЕВОЙ.