Бумажная работа, скажет кто-то. Хотя нынешнему поколению пожарных инспекторов мышь куда привычнее шариковой ручки. Кипы документов, нормативных актов хранятся в «чреве» компьютера. Но, как и прежде, за сухими строчками… огонь, грозящий пожаром или уже натворивший бед. – Мы, можно сказать, бойцы невидимого фронта. Инспектор выдал предписание, добился его выполнения. В итоге на таких объектах, по статистике, пожары бывают редко, даже если случаются, то без тяжелых последствий, – считает ветеран пожарной охраны Андрей Птахин. В 2000-х он был главным пожарным инспектором Калужской области, позднее возглавлял Управление центра обеспечения деятельности надзорного Департамента в МЧС РФ.
Сила слова
В 90-е годы прошлого века рушилось, как многие думали, старое, костное, только на поверхности оказалась мутная «пена». В 1992 году старший лейтенант Птахин ушел в запас и вернулся в родную Калугу. Выпускник Ленинградского военного училища железнодорожных войск имени Фрунзе должен был строить мосты и переправы, однако обстоятельства так сложились, что пришел в областное Управление внутренних дел.Тогда в ведении МВД находилась и пожарная охрана. Андрею Птахину предложили должность пожарного инспектора в ПЧ-1, что на улице Тульской. Среди должностных обязанностей – проверки организаций и предприятий на предмет пожарной безопасности, расследование дел о пожарах, профилактика, потом и контроль за объектами нового строительства, реконструкции, надзор в области ГО. Если нормативная база была близка и понятна, то вопросами психологии и ораторского искусства пришлось заняться вплотную.
– Оказалось, что не так просто донести до людей то, насколько важно выполнять правила пожарной безопасности. Мне, молодому инспектору, надо было убеждать солидных опытных начальников. Делать это грамотно, профессионально. Как-то в Обнинске руководитель одного учреждения, глядя на длинный перечень противопожарных требований, ставил мне в пример пожарного инспектора послевоенных лет. Крупный мужчина на проверках мог запросто подойти к курившему в неположенном месте работнику, приподнять его над землей, встряхнуть: «Не кури больше!» Я решил действовать словом – смог объяснить, что жизнь и здоровье людей стоят средств и времени, потраченных на пожарную безопасность, – вспоминает Андрей Васильевич.
НЕ кабинетная работа
В «тревожном чемоданчике» инспектора (дознавателя), сотрудника пожарно-технической лаборатории все, что нужно для работы на месте пожара: пакеты для вещдоков, приборы. Они всегда наготове – вызов может поступить в любое время дня и ночи.
– Возможно, если бы люди видели то, что видим мы, они иначе бы относились к пожарной безопасности, не считали бы наши требования излишними придирками. У мужчин слезы на глаза наворачивались, когда обнаруживали на пепелище фрагменты костей – это все, что осталось от ребенка, – говорит Андрей Птахин.
Он не раз видел, как, казалось бы, мелочи приводили к большой беде. Взрослых не было дома, ребята сложили еще тлевшие угольки из печки в пластиковое ведерко и выставили на веранду. Ночью начался пожар. Погибли все. Молодые мужчины приехали отдыхать на озеро. Расположились в бытовке на колесах, растопили маленькую печку, легли спать. От выстрелившего из топки уголька занялся вагончик. Определить погибших смогли только по ключам от их машин…
– Уже начался пожароопасный сезон. Сотрудники Госпожнадзора совместно с дежурными караулами выходят в профилактические рейды, чтобы предотвратить палы травы, природные пожары. Примеров того, к чему «традиция» жечь сухую траву, мусор, могу привести немало. Мне запомнился пожар в деревне Верзебнево Людиновского района в 2002 году. Тогда сгорело 26 жилых домов, погибли две пожилые женщины, полторы сотни человек остались без крова. Огонь пришел в населенный пункт через непаханое, покрытое сухой травой поле. Нежилые дома окружал бурьян. Если бы была опашка, косили все вовремя, такой беды не случилось бы, – убежден Андрей Васильевич.
Менять к лучшему
За годы службы Андрея Птахина в пожарном надзоре менялись законы, наименования подразделений и, что самое приятное, отношение людей к пожарной безопасности. Если в начале 90-х годов и «полудикому» бизнесу, и обычным гражданам было не до огнетушителей и эвакуационных выходов, то уже к 2000-м сотрудникам Госпожнадзора стали поступать звонки: «Посоветуйте! Обследуйте объект! Мы не хотим потерять имущество!» В нашей области стало сокращаться количество пожаров. И заслуга в этом пожарных инспекторов.– В 2000-х мы начали усиленно работать на социальных объектах, в том числе чтобы установить пожарную автоматику в школах области. Фразу одного чиновника я запомнил. Он сказал: «Вы своими солдатскими сапогами лезете в нашу образовательную деятельность. У нас на элементарное не хватает, а вы про какую-то пожарную сигнализацию рассказываете». Мы понимали, что бюджет ограничен и сразу все не сделать. Определили первоочередные объекты и мероприятия, а тогда школы были и деревянные, и с печным отоплением. Появилась областная программа по безопасности учебных заведений. Итог – через 5 лет все школы области были оборудованы пожарной сигнализацией. Тот же чиновник сказал нам большое спасибо, – поделился Андрей Птахин.
Выйдя на заслуженный отдых, он продолжил работать – пришел в организацию, которая занимается вопросами пожарной безопасности.
– Бывших пожарных инспекторов не бывает! – улыбается Андрей Васильевич.
К нему, кстати, до сих пор за советами ходят – какой огнетушитель выбрать, как правильно строить, чтобы противопожарные разрывы соблюсти и т.д.
В канун праздника я хочу пожелать мира, благополучия, «сухих рукавов» всем, кто сейчас несет службу! Нынешнему поколению пожарных инспекторов – достойно нести это звание. Ветеранам Гос-пожнадзора – здоровья, сил, бодрости духа! Мне повезло – служил рядом с замечательными людьми, учился у них. Это Николай Михайлович Луганский, Петр Иванович Гусев, Александр Васильевич Екименков, Александр Петрович Зубов, Геннадий Николаевич Кирилов.
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото из личного архива Андрея Птахина.