26 апреля, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 26.04.2024, 16:50
В Кирове приводят в порядок братские захоронения
В Кирове приводят в порядок братские захоронения
Общество 26.04.2024, 15:56
В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью
В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью
Культура 26.04.2024, 15:54
Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»
Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»
Общество 26.04.2024, 15:42
Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области
Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области
Общество 26.04.2024, 15:37
В Калуге прошел областной смотр строя и песни юнармейцев
В Калуге прошел областной смотр строя и песни юнармейцев
Общество 26.04.2024, 15:18
У малышей поселка Пятовский скоро появятся новые возможности для игр
У малышей поселка Пятовский скоро появятся новые возможности для игр
Спорт 26.04.2024, 15:10
Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту
Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту
Культура 26.04.2024, 14:49
В Барятине состоялся концерт народного танцевального коллектива «Каприз»
В Барятине состоялся концерт народного танцевального коллектива «Каприз»
Общество 26.04.2024, 13:53
Тест по истории Великой Отечественной войны прошёл в Малоярославце
Тест по истории Великой Отечественной войны прошёл в Малоярославце
Общество 26.04.2024, 13:30
Владислав Шапша рекомендовал обеспечить безопасность в регионе во время майских праздников
Владислав Шапша рекомендовал обеспечить безопасность в регионе во время майских праздников
Общество 26.04.2024, 13:17
Калужских педагогов приглашают подавать заявки на Форум классных руководителей
Калужских педагогов приглашают подавать заявки на Форум классных руководителей
Общество 26.04.2024, 12:59
В Калужской области за неделю подешевели яйца
В Калужской области за неделю подешевели яйца
Культура 26.04.2024, 12:53
Калужский музей изобразительных искусств знакомит с редким графическим произведением Алексея Боголюбова
Калужский музей изобразительных искусств знакомит с редким графическим произведением Алексея Боголюбова
Общество 26.04.2024, 12:14
В Тарусском районе ремонтируют крыши
В Тарусском районе ремонтируют крыши

Крылатая Калуга

Общество 02.02.2023, 14:23

Как наша область осваивала «седьмой океан»

9 февраля исполняется 100 лет гражданской авиации России

Расцвет малой авиации в Советском Союзе пришелся на 70 - 80-е годы XX века. Между райцентрами и отдаленными деревнями сновали «воздушные маршрутки» - Ан-2. Особым колоритом отличались аэровокзалы - квохтанье кур, а то и блеяние козы перебивали объявления из динамика, баулы тетушек, едущих с рынка, перемежались с увесистыми чемоданами отдыхающих и портфелями командированных. Калужский аэропорт в Грабцеве исключением не был. Мои коллеги старшего поколения вспоминали, как летали самолетами в Киров или Ульяново и на юг транзитными рейсами. В канун «крылатого» праздника мы беседовали о том времени с калужанами - ветеранами гражданской авиации.

11111 сайт.jpg

Аэропорт «Грабцево». 1970 год.

Первым делом - самолёты!

Для начала небольшой экскурс в историю. Считается, что первые полеты гражданских самолетов в Калуге начались после войны, когда в конце 40-х годов из Анненок стали перевозить почту бипланы По-2. В 60-х годах Калужский авиаотряд базировался в Секиотове, его костяк составили квалифицированные специалисты, среди которых участники Великой Отечественной войны. В 1970 году был открыт аэропорт в Грабцеве. Более 200 тысяч пассажиров ежегодно проходило через калужские воздушные ворота. В 80-е в штате Калужского объединенного авиаотряда было больше полутора сотен летчиков, в парке - 52 самолета Ан-2, 36 вертолетов Ка-26.

1-1 САЙТ.jpg

Апрель 1989 года. Международный перелет англичан на реанимированной технике по маршруту Лондон - Москва - Лондон. Промежуточная посадка в Калуге.

- Жизнь в аэропорту не замирала - по воздуху перевозили пассажиров, грузы, вели обработку полей, вертолеты были воздушной скорой помощью, совершали облеты газопроводов, линий связи, перевозили ремонтные бригады, ученых, охотоведов. Весной и осенью ежедневно в воздух поднималось до 40 самолетов и 30 вертолетов. Взлетная полоса 2200 на 45 метров позволяла принимать транзитные рейсы Як-40, Ан-24 и Ту-134. Эти самолеты летали в три десятка городов Советского Союза, - вспоминает Геннадий Георгиевич ЧЕБЕЛЯЕВ, который с 1983 по 1994 год был командиром Калужского объединенного авиаотряда.

  Он выпускник Сасовского летного училища гражданской авиации. Проработав на Ан-24 в родной Тамбовской области, попал в Калугу в 1983 году. Профессия летчика для него - исполнение мечты.

 - Я очень любил полеты на обработку полей. Встаешь в 3 утра, попьешь чаю и на вылет. Когда начинает светать - самое красивое небо! Летали мы в
хорошую погоду на малой высоте - весна, все цветет! - поделился Геннадий Георгиевич.

Романтика романтикой, но с техникой нельзя обращаться на ты. В кабинете начальника отряда Чебеляева на стене - цитата отца русской авиации Николая Жуковского: «Самолет - величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы».

- Техника того времени была надежной. В 1990 году самолет Ан-2 из-за отказа двигателя потерпел аварию в Сухиничском районе над лесом. Командир смог посадить самолет так, что никто не пострадал. Машина получила небольшие повреждения. На месте с нее сняли крылья. После ремонта ее вернули в строй, - отметил Геннадий Чебеляев.

Еще в начале 80-х годов вышли постановления ЦК КПСС и Сов-мина, согласно которым четыре аэропорта страны, и калужский в том числе, планировалось довести до уровня образцовых. На деле решить эту задачу удалось только после 2015-го. Геннадий Георгиевич был среди тех, кто боролся за возрождение аэропорта после упадка 90-х. С 2001 по 2011 год он являлся советником губернатора.

Самый летающий синоптик

Так с улыбкой называет себя заслуженный метеоролог России Татьяна Владимировна ИНКИНА. Летающий в прямом смысле слова - на авиационную разведку погоды всегда отправлялась с радостью. Хотя полеты на Ан-2 очень комфортными не назовешь - легкий биплан, рассчитанный всего на 12 пассажиров, частенько попадал в болтанку.

- Когда пилоты не соглашались с нашими прогнозами и рвались в небо, организовали полеты на разведку погоды. Синоптика включали в полетный лист как члена экипажа. Несмотря на болтанку, я получала от таких полетов большое удовольствие. Удивительный опыт, когда видишь живую погоду. Потом, когда я занималась преподаванием авиационной метеорологии, прогнозированием, мне это очень помогло - понимаешь, как в реальности дышит атмосфера. Кстати, в результате таких вылетов синоптики зачастую оказывались правы в своих прогнозах, и полеты приходилось откладывать, - рассказала Татьяна Владимировна.

Ее в авиационную метеорологию привел Его величество случай. Мимо их дома на Грабцевском шоссе ходил автобус № 7. Аккурат в аэропорт. Когда обстоятельства заставили временно прервать учебу в Ленинградском институте гидрометеорологии, Татьяна решила поработать на здешней метеостанции. Шел 1971 год. Аэропорт только-только с иголочки произвел на девушку сильное впечатление. Начинала техником-метеорологом, а завершила трудовой путь начальником авиационной метеорологической станции.

- Калужский аэропорт тех лет отличали дружелюбная атмосфера, большая открытость - перемещения пассажиров никто особо не ограничивал. У меня даже произошел комичный случай: отправилась на обед в административное здание, вернулась, а пальто в гардеробе нет. Выяснилось, что оно… улетело в район. Его надела какая-то пассажирка, а свое оставила в гардеробе. Пропажу удалось разыскать и вернуть на следующий день с помощью летчиков, - говорит Татьяна Инкина.

В 70-х годах здесь работало много молодежи. Было немало летчиков, для которых Грабцево стало трамплином в большую авиацию. В те годы требовалось пройти все ступени «лестницы в небо». На трансатлантический лайнер можно было переучиться только после большого налета часов на легкомоторном самолете. На одну теорию полагаться нельзя - требовался опыт.

С метеорологической климатической точки зрения, по словам Татьяны Владимировны, аэропорт в Грабцеве отличался от собратьев из соседних регионов большим количеством летной погоды. В Смоленской области было больше низкой облачности и туманов, в Туле - дым и ветер. Но и у нас погода не всегда бывает, как говорят метеорологи, миллион на миллион. Были случаи, когда самолет уходил в рейс и обстановка резко менялась. Малая авиация очень зависима от метеоусловий. Борт приходилось отправлять на другой аэродром.

- Окна у нас выходили на взлетную полосу. Одно удовольствие смотреть, как вылетают самолеты. Когда перевели в другой кабинет, я иногда шла в диспетчерскую, чтобы увидеть взлет самолета. Это вдохновляет, чувствуешь силу человека и крылатой машины. До сих пор, когда слышу объявление на регистрацию пассажиров в любом аэропорту мира, мурашки по коже - масса эмоций и приятных воспоминаний. Но с особенным чувством мы встречали в Грабцеве первый после долгого перерыва самолет в 2015 году. Мне посчастливилось быть на этом мероприятии. Радостно, что Калуге вернули крылья, - подчеркнула Татьяна Инкина.

Шум жизни

Виктор Григорьевич НИКИТЕНКО и сейчас видит самолеты из окна своего дома - уже десять лет живет рядом с аэропортом. Удивляется, когда его спрашивают: «Вам шум не мешает?»

- Мне этот рокот радует душу. Я тут много лет проработал. Ту-134 взлетал, земля дрожала, а нынешние самолеты не такие шумные. Тяжелее всего было, когда аэропорт стоял в запустении. Гнетущая тишина, - признался Виктор Григорьевич.

С 1988 по 1994 год он был здесь заместителем командира объединенного авиационного отряда. Пришел в 1977-м - распределили после окончания Киевского института инженеров гражданской авиации. Молодой инженер занимался радиотехническим обеспечением полетов - связью.

- До сих пор вспоминаю с теплотой коллектив авиаотряда, с которым работал. Всех - и ветеранов, и молодежь - объединяли любовь к авиации, ответственность и профессионализм. Не было такой проблемы, как текучка кадров. Случайные люди здесь не оставались. Зато аэропорт гордился семейными династиями - Щегловых, Горбуновых, Березиных, Круглушиных, Выдриных и других, - сказал Виктор Никитенко.


Аэропорт расписание сайт.jpg

Самым горячим сезоном в аэропорту было лето. Телефоны раскалялись докрасна - всем нужны были билеты на юг. Насколько это было доступно и куда можно было улететь на самолете из Калуги, рассказывает вырезка из газеты (см. фото).

Но ситуация менялась. С развитием дорожной сети меньше становилось полетов в районы области, а самый сильный удар нанесли «лихие» 90-е. Они подрезали крылья не только малой, но и большой гражданской авиации в стране. Грабцево повторил судьбу многих аэропортов в небольших областных центрах.

- Полеты перешли на коммерческую основу. Сократилось число транзитных рейсов, которые забирали пассажиров из Калуги.  Ресурс наших самолетов был исчерпан, ремонтировали их в Алма-Ате и Виннице, которые после распада Советского Союза оказались на территории других государств. Вертолеты передали на стоянку, где организовалась авиа-компания «Газпромавиа». В
двухтысячных аэропорт был закрыт, - объяснил Виктор Григорьевич.

На взлет Грабцево пошел в 2013 году. Губернатором области Анатолием Артамоновым было принято решение о реконструкции аэродрома и создании на его базе международного аэропорта. Сегодня это живая воздушная гавань.

- Я очень люблю летать на самолете. Когда был инженером и обслуживал связь в аэропортах области, старался устроиться на портфеле между креслами в кабине пилотов, чтобы насладиться видами. Душа поет в небе, - признался Виктор Никитенко.

СПРАВКА


Официальный день рождения нашей гражданской авиации - 9 февраля 1923 года. В этот день Совет труда и обороны РСФСР принял решение создать Совет по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче-крестьянского красного воздушного флота. В марте 1923 года в стране была учреждена первая собственная коммерческая авиакомпания - акционерное общество «Добролет», которое начало работать с июня того же года.  Открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия с главного аэропорта страны на Ходынском поле: Москва - Нижний Новгород. Пассажирский перелет Москва - Нижний Новгород составлял 420 км и занимал 4 часа полета, проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.


Ветераны поздравляют коллег с профессиональным праздником и 100-летием гражданской авиации России. В памяти остались те, кто навсегда ушел в небо. А своим коллегам, бывшим и нынешним, желают здоровья, благополучия и, конечно, летной погоды и чистого неба.


Фото из личного архива Виктора НИКИТЕНКО и из открытых источников.

____________________________________________________________________________

День сегодняшний

По данным пресс-службы Международного аэропорта Калуга, с 2018 года по сегодняшний день из калужской воздушной гавани было совершено более 14 тысяч регулярных авиарейсов.

Большое влияние на текущую работу аэропорта оказывает проведение специальной военной операции на Украине. По соображениям безопасности временно отменены полеты по многим южным направлениям.

Сейчас Калуга имеет регулярное авиасообщение с четырьмя городами: Минеральными водами, Санкт-Петербургом, Сочи и Ереваном. Коммерческая загрузка рейсов на всех направлениях составляет более 80 процентов. Популярность первых двух маршрутов продолжает расти, спрос на перелеты в Сочи и Ереван остался на уровне 2021 года.

ЦИФРА


Пассажиропоток за пять лет составил около 683 тысяч человек.


О перспективах развития калужского аэропорта его представители говорят осторожно и до подписания конкретных соглашений новостями предпочитают не делиться. Зато это делают другие источники.

О планах возобновить прямое авиасообщение между Калугой и Минском в сюжете, посвященном сотрудничеству с Калужской областью, сообщил телеканал «Беларусь 1». Конкретная дата пока не называется, но идея хорошая. Напомним, что воздушное сообщение с Минском было открыто в ноябре 2021 года, однако в январе прошлого года полеты пришлось прекратить.

Еще одно перспективное направление – Турция. Возможность открытия прямого рейса из Калуги наш губернатор обсудил с директором представительства авиакомпании Turkish Airlines Исмаилом Озтюрком. Принято решение внести Международный аэропорт «Калуга» в список запасных аэродромов Turkish Airlines. Это станет одним из первых этапов открытия регулярного авиасообщения по маршруту Стамбул – Калуга – Стамбул, сообщил Владислав ШАПША в своем Телеграм-канале.

Рейсы в Турцию открывают новые возможности для развития туризма и экономики.


- У нас большой взаимный интерес расширять это сотрудничество, - подчеркнул глава региона.


Подготовил Алексей ГОРЮНОВ

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.



Автор новости: Светлана МАЛЯВСКАЯ
Новости по теме
В Кирове приводят в порядок братские захоронения

В Кирове приводят в порядок братские захоронения

В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью

В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью

Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»

Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»

Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области

Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика