Читатели наших публикаций, посвященных тайнам Калужской области, полагают, что обнаружить забытые и вовсе не известные природные и исторические объекты, как и увидеть отголоски ушедших традиций, можно лишь в глухих и малонаселенных уголках. Отчасти это верно, но…
Ждамирово – место силы!
Добравшись до конечной остановки автобуса 41 в селе Ждамирово и пройдя от нее немного на север, увидим огромный холм, называемый местными жителями «курган». Поднявшись на него, легко понять, что это защитный вал древнего укрепленного поселения – городища.
По данным археологов, основали поселение в V веке представители мощинской культуры, вероятно, это финно-угры, затем, около XII века, эстафету подхватили славяне… Несмотря на испорченный автостоянкой и ямами облик древнего памятника, вид с вала впечатляет: несложно представить, что в прежние времена площадка была обнесена частоколом, а с вершины в военное время стражники обстреливали нападавших. Дорога внизу ведет к источнику, издавна почитаемому калужанами, возле него и сейчас очередь людей с канистрами. А на соседней горе – огромный храм Рождества Богородицы, где хранилась особо чтимая калужанами икона.
Покровительница Калуги
Иногда доводилось слышать и читать, что икона Калужской Божией Матери была «явлена» у святого источника. Видимо, это не так. Величайший знаток истории калужской церкви Дмитрий Малинин писал, что написанная на суровом холсте икона была найдена служанками на чердаке дома помещика В.К. Хитрово в соседнем сельце Тиньково в 1748 г. При этом одна из них, оплевавшая лик, тут же лишилась языка, и руки-ноги ее онемели. Прощение и исцеление вымолили у обретенной святыни родители девушки.
Легенды и предания
А почему село Калужка стало Ждамировым? Переняло название слившейся с ним уже в наше время деревни. Но оба поселения существовали с незапамятных времен. В начале ХХ века у краеведов пользовалась популярностью версия, что именно здесь была основана Калуга! Мнение это документально не подтверждается, но названия, согласитесь, говорящие. Ждамир – древнее восточно-славянское имя, скорее даже прозвище: «жданный миром». Легенд и преданий о таком месте ходит немало.
Рассказывают, например, о подземных ходах, связывавших храм и городище. Якобы даже в Великую Отечественную там укрывали раненых красноармейцев. Современные любители истории выдвинули версию, что и нынешний православный храм стоит на месте дохристианского капища. Малинин пишет, что нынешняя каменная церковь была построена в 1760 г. на месте ранее существовавшей деревянной. На кладо-искательских сайтах попадались и заявления, что Ждамировское городище – место «нечистое», к себе «не пускает». В окрестностях упомянутого с. Тиньково старожилы показывали пользующуюся плохой репутацией Колотовку («оттого, что там скот кололи») и припоминали русалок, которые там во ржи бегали. Местный парень даже всерьез рассказывал, как в детстве встретил на Колотовке мохнатое чудище «вроде йети»…
Катится яйцо
Недавно на страничке ВКонтакте я выложил несколько снимков вала ждамировского городища, а в ответ получил комментарии калужан:
– Там я яйца в детстве катал. Лет 30 назад. На Красную горку собирались большой компанией и перед посещением кладбища на Красной горе катали яйца. Сейчас приезжаю со своей девушкой. В прошлом году видели яичную скорлупу под горой, видимо, не мы одни соблюдаем традиции, – написал Евгений Данилевич.
– Я тоже здесь в детстве катала яйца! Запомнила, что праздник называли Красная горка. Собирались и взрослые, и дети. Яйца были пасхальные, крашеные. Старались, чтобы яйцо, скатившись, не разбилось. Катали с вершины холма по направлению к реке, – откликнулась и Ольга Гребенкина.
«Коменты» меня удивили. Обычай красить яйца на Пасху широко распространен и в наши дни, жива детская забава стукаться пасхальными яйцами – у кого крепче. В середине 1970-х даже автор сих строк во дворе на Силикатном участвовал в подобных развлечениях: и стукались, и скатывали яйца с небольших горочек. Впрочем, уже через несколько лет традиция заглохла.
– Мы в Детчине так играли: у кого яйцо не разбилось, тот забирает оба, – объяснял мне выросший там отец. – Кое-кто жульничал: один парнишка деревянное яйцо взял, но его быстро разоблачили. А другой, который у всех выигрывал, позже сам признался – взял гусиное яйцо!
Но чтобы приходить в определенное место, называть праздник именно Красной горкой… В церковном календаре такого праздника нет. Красной горкой в большинстве мест называли первое воскресенье после пасхального. Несомненно, праздник этот – отголосок языческих времен, день расцвета весны. Из литературы известно, что на Красную горку у восточных славян водили хороводы, жгли костры, знакомились и сватались… Я часто расспрашиваю старожилов, и в основном они говорят о Троице, Рождестве, Жаворонках… Красную горку вспоминают редко. А оказывается, праздничные игрища на нее, пусть и в урезанном виде, до сих пор существуют почти в черте Калуги! Конечно, я напросился с Евгением Данилевичем «катать яйца».
– Вот так и катали, – на месте поясняет он, – вроде как соревновались. Чье разобьется – тот проиграл. А неразбившимися стукались, окончательно выясняя победителя. Я не помню, оставляли их здесь же птичкам или сами съедали. Мы оставляем. Да мы здесь не первые – вон скорлупа. Действительно, немного, но остатки пасхальных яиц в траве наличествовали. Вероятно, и другие ждамировцы еще соблюдают обычай. Но явно он глохнет.
И вот я о чем подумал: может быть, стоит восстановить здесь древний праздник? С хороводами, играми, может быть, и кострами? Интересно было бы. Только делать это нужно, не опошляя традиций, не внося в них лишние элементы, а так, как Красная горка праздновалась именно у нас, в Калужской области. И давно пора поставить у городища знак с пояснительной табличкой, да и указатель на автотрассе не помешал бы…
2 сентября – в память избавления от чумы, 18 июля – в память спасения от холеры и 12 октября – в день Малоярославецкого сражения с Наполеоном. По завещанию Хитрово она осталась в приходской церкви села Калужка (нынешнее Ждамирово). После революции следы ее теряются. Хранящаяся сейчас в Троицком соборе Калуги икона Калужской Богоматери, по мнению специалистов, является списком (копией).
Фото автора.