В последние годы государство стало к школе внимательнее - введены новые федеральные образовательные стандарты, реализуются важные проекты, в том числе в плане воспитания. Но остаются и старые «узлы», которые непременно нужно развязывать. Среди проблем - вопросы качества образования, коммуникации между школой и обществом, подготовки учителей и профориентации.
От профилизации до электронных библиотек
Начнем с профильных классов. Школьная профилизация позволяет детям ориентироваться в многообразии и особенностях современных профессий для дальнейшего самоопределения. Нужно расширить сеть таких классов для подготовки специалистов в сфере педагогики, медицины, инженерных специальностей в связи с острой нехваткой этих кадров в нашем регионе. Необходимы расширение набора абитуриентов на педагогические специальности в вузы, возможность трудоустройства выпускников по системе распределения. Также важно восстанавливать тесное сотрудничество школ с предприятиями, шефскую помощь, как это было в советские годы.
Далее. Создание доступного онлайн-контента цифровых лабораторных работ, что повысило бы практическую направленность уроков. Но здесь, конечно, следует признать, что доступный на русском языке бесплатный онлайн-контент качественных цифровых лабораторных работ пока слабо представлен в России. Необходимо и дополнительное создание электронных библиотек, доступных всем ученикам, чтобы они могли пользоваться онлайн-версиями единой линии школьных учебников.
Помогут чат-боты
Важное направление - чат-боты в системе образования. «Еще одно мутное понятие», - скажет читатель. Объясняем. Чат-бот - специальная программа, которая отвечает пользователю на вопросы. Например, чат-бот Учеба.ру помогает найти вуз со специальностями, интересными абитуриенту. Спецпрограмма обычно использует текстовые сообщения или картинки, но иногда записывает аудио.
Количество чат-ботов в образовании, а также во многих других областях стремительно растет. По прогнозам специалистов, мировой рынок чат-ботов в ближайшие годы увеличится более чем в три раза. В России такие программы пока больше всего применяются в сфере продаж и обслуживания.
С помощью чат-бота учитель может информировать детей о тех или иных событиях, изменениях в расписании занятий - все аккумулируется в системе искусственного интеллекта. Точно так же чат-бот может собирать сведения от абитуриентов. Например, работает «Виртуальный помощник абитуриента» от Санкт-Петербургского филиала РАНХиГС. Чат-бот круглосуточно помогает поступающим на сайте учреждения и в Телеграме. С помощью бота вуз не только снял с себя нагрузку в пиковый сезон, но и обеспечил себе регулярное взаимодействие с выпускниками.
Пост сдал – пост принял?
Остается много вопросов во взаимоотношении школы и семьи, коммуникации в социальных сетях. Большинство родителей думают: мы привели в школу детей - пусть учителя с ними занимаются. Как говорится, пост сдал - пост принял. Но так не должно быть. Многие учителя считают, что в регионе необходимо проводить родительский форум. Но не онлайн-форум в интернете, а в очном, живом формате. Здесь будут проводиться различные тренинги, семьям окажут психологическую помощь.
Следующий вопрос - повышение имиджа педагога. В первую очередь нужно запустить передачу на региональном телевидении, в которой будет рассказываться о важности учительского труда. Кроме этого, большим подспорьем может стать создание единого пространства для общения родителей, детей и учителей по интересам, а не по принуждению.
Обновление кадров
Давняя проблема - приверженность учителей традиционным подходам в образовании. Зачастую педагоги не готовы к использованию инноваций, а нестандартно мыслящий учитель не находит единомышленников и не получает отклика на свои инициативы. Здесь одно из решений - обновление образовательной среды, комплексное обучение школьных коллективов по построению программ развития, исходя из положений проекта «Школа Минпросвещения России». Это позволит расширить образовательное пространство школы, реализовать запрос на индивидуализацию обучения.
Особое внимание важно уделить обучению педагогов и созданию сети стажировочных школ. Предлагается введение в практику новых форматов профессиональных конкурсов. В частности, переформатирование традиционного конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание…», создание регионального клуба «Учитель года», проведение областного конкурса «Директор года».
Если говорить о подготовке молодых учителей, то в вузах необходимо увеличить объем подготовки в первую очередь учителей математики, информатики, естественных наук.
Информационные технологии нужны и важны, но нужно, чтобы они не подменяли жизнь, а дополняли систему образования.
Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения РФ.
Губернатор пожелал, чтобы между родителями и учителями было больше не перепалок в соцсетях, а живого общения и дискуссий.- Прозвучало предложение провести родительский форум - его я однозначно поддерживаю, - сказал Владислав ШАПША. - К сожалению, мы все научились много говорить и разучились слушать своих собеседников. Особенно это заметно в социальных сетях.
Нам очень важно, чтобы школьники стали образованными людьми, которые будут ковать славу нашей великой страны.
У нас теперь есть уроки «Разговоры о важном», учебная неделя начинается с поднятия государственного флага и исполнения гимна России. Появились советники директоров школ по воспитательной работе. Но это не значит, что воспитывать детей станут только они. Будет большой ошибкой, если руководители и учительский коллектив решат: у нас теперь есть советники по воспитанию - с них и спрос, а мы сосредоточимся на своих предметах. Но я уверен, что у нас этого не случится.