В одном из залов Музея-усадьбы Золотаревых представлены кубки эпохи Петра I. Выполненные из металла и стекла, они украшены имперской символикой, на многих – изображение двуглавого орла. А между ними находится стеклянный фужер необычной формы: внутри чаши сплетенные трубочки чем-то напоминают цветок чертополоха, венчает их фигурка птицы. Да еще и сам сосуд с тремя носиками. Как из него пить? И зачем такие делали?
Шутку шутить
Оказывается, это хрупкое творение старых стеклодувов – кубок-шутиха, или потешный кубок. Без этого предмета невозможно представить застолье в домах знати - пошутить во времена Петра I любили.- Часто по церковным и государственным праздникам, а также в честь иностранных послов устраивались царские приемы. Их было много, длились они по нескольку часов. Чтобы чем-то занять гостей, выпускались забавные шутейные кубки, - рассказывает экскурсовод музея Елена Бабушкина.
Вариантов шутих было множество. Шутейные сосуды для вина были разными по форме, от обычных фужеров до фигур животных. Делали их тоже из разных материалов, от золота и серебра до стекла и даже… скорлупы страусиных яиц.
- Например, кубок в виде оленя, имея специальную подставку, мог двигаться вдоль стола, а потом резко повернуться к одному из приглашенных. Тот должен был осушить «подъехавший» кубок, - продолжает экскурсовод. – Был и другой шутейный кубок, в виде трех бокалов на одной ножке, соединенных между собой трубками. Если люди начинали пить быстро, отпивать из каждого, как правило, они обливались. Но если пить медленно из одного бокала, остальные тоже осушались. Таким образом, можно было с честью выйти из положения.
Шутиху также подавали опоздавшему гостю в качестве штрафа: на прием опаздывать было не принято.
Фужер с подвохом
Но вернемся к нашему кубку. Калужский купец Иван Золотарев был человеком состоятельным. Он мог позволить себе устраивать приемы на широкую ногу, мог удивить гостей богатыми блюдами и изысканными напитками.В одном из залов усадьбы была устроена комната-«говорильня». После обеда она становилась центром жизни аристократического общества – удобно расположившись на большом диване, тут можно было беседовать на разные темы. Вот в этом зале и устроены сегодня музейные витрины, где можно увидеть потешный кубок. Из всего изобилия шутих он, пожалуй, самый загадочный.
Эти сосуды обычно использовались только во время дружеских застолий, когда не было риска оскорбить пирующих. А надо сказать, у многих возникали проблемы с тем, как выпить содержимое фужера.
Обычным способом осушить бокал мешала птичка. Выпить содержимое можно было только из одного носика, зажав два других пальцами. К тому же приходилось пить до конца, ведь из-за системы сифонных трубочек вино начинало течь самотеком. Мало кто догадывался, что прекратить поток вина можно, только сильно подув в носик бокала. Гость мог запросто «искупаться» в вине – облить платье, насмешив окружающих.
Большая редкость
Такие кубки изготавливали на Измайловском стекольном заводе для дворцовых нужд или царских подарков.- Автор фужера - скорее всего, стеклодув Андрей Лерин. Выпущено было их немного, по разным сведениям, от пяти до восьми, а почерк Лерина в нашем фужере прослеживается. К сожалению, информации о мастере почти не сохранилось. Был найден документ, что он проработал на стеклоделательном заводе в Измайлове около 40 лет, внеся значительный вклад в развитие отрасли. Русское стеклодельство зарождалось в XVII веке. В 1635 году был открыт первый стекольный завод в пустоши Духанино Дмитровского уезда близ Москвы. Это было производство шведа Елисея Койета. В основном он выпускал посуду из коричневого стекла для аптекарского приказа, которая расписывалась золотом и серебром и была настоящим произведением искусства. А в 1668 году был открыт завод при участии царя Алексея Михайловича (Тишайшего) в Измайлове. Там было две школы русского стеклоделия. Одна действовала на основе опыта венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания, гутной, в которой работал и Лерин. Вторая практиковала умения богемских резчиков, - рассказывает Елена Бабушкина.
КСТАТИ
Медаль за пьянство
Говорят, что Петр I любил кутнуть. Для развлечений он даже утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший собор. На тех пирах, где собирались бояре и вельможи, пиво и вино текли рекой. Среди народа, однако, царь-реформатор пьянства не терпел. В 1714 году по его указу в России появилась медаль «За пьянство», весила она семь килограммов и была отлита из чугуна. Эти килограммы целую неделю отягощали шеи забулдыг – именно столько нужно было носить «дарованную» самодержцем «награду».
Медаль за пьянство
Говорят, что Петр I любил кутнуть. Для развлечений он даже утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший собор. На тех пирах, где собирались бояре и вельможи, пиво и вино текли рекой. Среди народа, однако, царь-реформатор пьянства не терпел. В 1714 году по его указу в России появилась медаль «За пьянство», весила она семь килограммов и была отлита из чугуна. Эти килограммы целую неделю отягощали шеи забулдыг – именно столько нужно было носить «дарованную» самодержцем «награду».
Татьяна САВКИНА.
Фото Георгия ОРЛОВА.