Нынешний учебный год в системе отечественного образования без преувеличения можно назвать революционным. Школьная жизнь значительно изменилась прежде всего за счет усиления духовно-нравственного и патриотического воспитания. В школах введена новая должность советника директора по воспитательной работе, каждая неделя начинается с поднятия государственного флага и исполнения гимна России, внеурочного занятия «Разговоры о важном». Но за этими важными новшествами, конечно же, не должны теряться, уходить в тень проекты, которые начали внедряться в школьном образовании несколько лет назад.
Подключить детские сады и библиотеки
Один из таких проектов, рекомендованный Министерством просвещения РФ, «Киноуроки в школах России». В нашем регионе он внедряется уже несколько лет, но пока ему по разным причинам не уделено должного внимания.Эту проблему обсудили на региональном общественном совете партийного проекта «Новая школа». В обсуждении приняли участие председатель Общественной палаты области, директор калужской школы № 13 Оксана Милованова, депутат Законодательного Собрания, региональный куратор проекта «Новая школа», директор школы № 15 г. Калуги Татьяна Дроздова, руководители образовательных организаций и учреждений культуры.
По словам Оксаны Миловановой, проект киноуроков реализуется в регионе четыре года, но пока в нем целенаправленно участвует всего около 15 школ. Эту форму работы необходимо расширить, чтобы охватить как можно больше детей и подростков. Здесь важно отметить то, что киноуроки готовы проводить не только школы, но и детские сады (старшие группы), а также учреждения культуры. Например, к проекту в этом году присоединится областная научная библиотека им. В.Г. Белинского.
На основе жизненных историй
Можно показывать фильмы, размещенные на сайте kinouroki.org, а также создавать свои «короткометражки» продолжительностью 15-20 минут. В основе фильма – жизненная история, которая находит отклик в обществе. Школьники разрабатывают сценарий, фильм снимается профессиональной командой, в роли актеров выступают дети. К чему должно привести создание фильма? Конечно же, не просто к просмотру и его обсуждению. Конечная цель – дети должны реализовать какую-то социальную практику. Это может быть уборка территории своего микрорайона, помощь ветеранам, проведение праздника для младших школьников.Отмечалось, что киноуроки могут стать одним из векторов работы советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Создание школьного фильма – реальная возможность объединить, подружить детей разного возраста, ведь многим ребятам наверняка это будет интересно. Необходимо отметить, что все возможности для воплощения инноваций в жизнь есть в новых школах, где созданы киностудии, оснащенные современным оборудованием. Кстати сказать, фильмы, созданные детьми, учителя могут использовать и на внеклассных занятиях «Разговоры о важном».
К фильму выходного дня
Оксана Милованова призвала руководителей ознакомиться с проектом на сайте kinouroki.org и выразила надежду, что калужские школы станут активнее в этом направлении. Участники обсуждения также сошлись на том, что формат проекта киноуроков может быть расширен, чтобы задействовать родителей, и в дальнейшем перерасти в акции «Фильм выходного дня» или «Семейный киноклуб». Они вполне могли бы проводиться не только в школах, но и на базе сельских Домов культуры или библиотек.– «Киноуроки в школах России» – очень интересный и важный проект. Дети самостоятельно по своему сценарию создают короткометражные фильмы, которые отражают определенное этическое, духовно-нравственное понятие. Фильм может быть посвящен одному из положительных качеств человека. После того как дети вместе с учителем просматривают фильм, проходит его обсуждение. Просмотр фильма становится началом для того, чтобы дети активно включились в практическую социальную деятельность. Это может быть помощь ветеранам или младшим школьникам, организация какого-то мероприятия, экологическая или социальная акция. – подчеркнула Оксана Милованова.
СПРАВКА
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется в стране с 2015 года. Киноуроки – инновационная технология, позволяющая организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме. Уникальность проекта в том, что каждый киноурок создается как эффективный инструмент для воспитательных целей и посвящен одному человеческому качеству или понятию. Игровые фильмы, сопровождаемые методическими разработками, помогают учителю в течение урока раскрыть ценностные ориентиры, рассмотреть глазами детей и подростков вопросы вечных духовных ценностей и пропагандируют принципы нравственности и культуры.