247-й театральный сезон стартовал исторической драмой «Борис Годунов» по произведению светоча Александра Сергеевича Пушкина. Актуальность нового спектакля, рассказывающего о временах Смуты в России на рубеже XVI–XVII веков и иностранной интервенции, особо высока в контексте современных реалий.
«Жалок тот, в ком совесть нечиста»
Кто, если не режиссер-постановщик, сможет лучше всех рассказать о готовящейся премьере? Нам удалось в числе первых лично пообщаться с Робертом Манукяном и узнать, какие скрытые смыслы он вложил в свое детище. В «Борисе Годунове» вопросов без прямых ответов много. В постановке затрагиваются две важные темы: политическая и социальная. После шести лет правления царя в стране зреет смута: вдруг появляется беглый монах Григорий Отрепьев, который выдает себя за сына Ивана Грозного — царевича Димитрия. Самозванец при поддержке поляков идет войной на Москву. Цель у этого европейского проекта довольна проста и недвусмысленна: искоренение православия и внедрение католицизма. Однако у вражеского плана изначально не было и шанса на успех.На протяжении всего царствования Бориса обвиняют в убийстве законного наследника престола — Димитрия. После тяжелых душевных терзаний, сопровождавшихся постоянными снами с участием «кровавых мальчиков», царь умирает, но не своей смертью. В постановке Манукяна его отравили приближенные лицемеры. Смысл пушкинской трагедии не столько в переносе на сцену подлинных исторических событий, сколько в осмыслении аксиом жизни: допустима ли узурпация власти, можно ли творить добро, совершив единожды зло, и какова цена за содеянное?
Работа сделана
– Для меня каждый спектакль – экзамен. Хорошая постановка стоит огромного труда. Думая над замыслом, я не знал, каков будет итог. перечитывал произведение раз за разом. Придумывая решения той или иной сцены, ты, как профессионал, поднимаешься на ступень выше, - рассказал Роберт МАНУКЯН.
ЦИФРА
49 актеров задействовано в новом спектакле. Постановка стала самой масштабной за последние годы.
49 актеров задействовано в новом спектакле. Постановка стала самой масштабной за последние годы.
Залог успеха спектакля — правильное распределение ролей. Роберт Манукян делает в калужской драме уже шестую постановку и очень хорошо знаком с актерским составом, которому, по его мнению, столичные театры могут лишь позавидовать. Еще только разрабатывая концепцию планируемой премьеры, режиссер уже знал, кто в каком амплуа предстанет перед зрителями. Бориса Годунова сыграл заслуженный артист России Сергей Лунин, который для того, чтобы вжиться в роль, даже ездил в Углич, где был убит царевич. Лжедимитрия в постановке сыграл Вячеслав Соколов, а его прекрасную возлюбленную Марину Мнишек, которая его вербует, как шпионка, - Елизавета Лапина и Анна Сорокина. Заслуженный артист области Валерий Смородин появился на сцене в облике заговорщика, князя Василия Шуйского. Ивана Воротынского сыграл Ярослав Орляченко.
Мы работали над «Борисом Годуновым» около полугода. Из всех моих замыслов удалось реализовать, наверное, лишь 70%. Но остался огромный простор для дальнейшего творчества. И главное, что со сцены звучит слог Пушкина.
Роберт МАНУКЯН.
С уважением к Пушкину
Отдельной благодарности достойно трепетное отношение к тексту Пушкина. Фундаментальный литературный труд звучал четко, ярко, эпично. Режиссеру удалось смахнуть с пьесы «классическую пыль». В стихах чувствовались легкость и воздушность.Простоты подачи требовала и эпоха, о которой идет речь в спектакле, — она скинула с себя громоздкие боярские кафтаны с мехами и отложила высокие бархатные шапки.
Костюмы продуманы до мелочей, от них веет современностью. Пошивочный цех под руководством художника по костюмам Оксаны Богданович работал над нарядами около четырех месяцев. Удивляют цветовые решения, которые передают эмоциональное состояние персонажей. Кафтаны Бориса Годунова, как и полагается царю, были выполнены преимущественно в золотых оттенках. Руки актеров украшают массивные перстни, а у девушек в волосах прелестные диадемы.
Внимание зрителей с первых секунд притягивает и сценография.Она решена в духе минимализма, но и тут без скрытого контекста не обошлось. Даже смерть Бориса Годунова обыграна очень зрелищно - его накрывает огромный колокол. Все вокруг наводит сидящих в зрительном зале на мысль, что шапка Мономаха и сильна, и в то же время тяжела. А вот несколько топоров на пнях, которые практически все действо стоят на авансцене, стали символами Смуты и братоубийства.
Спектакль шел очень плотно, насыщенно и уложился в два часа. Оригинальную музыку специально к премьере в течение нескольких месяцев репетиций писал композитор Игорь Щербаков. Ранее он уже работал совместно с Робертом Манукяном над постановками «Гамлет» и «Золотой теленок». Кстати, в некоторых сценах благодаря музыке главные персонажи словно бы растворяются в бурлящей толпе — народ не безмолвствует. В хоровых партиях в обнимку с крестьянами появляется и кучерявый Александр Сергеевич. Перед нами — не исторический, не «костюмный», не «дворцовый» спектакль и даже не новое прочтение классики. Зрители становятся свидетелями мистического события, когда история, искрясь, смыкается с современностью.
КСТАТИ
В этом году исполнится 40 лет с тех пор, как Роберт Манукян посвятил себя театральному искусству. Десять лет он был актером, затем начал заниматься режиссурой. Калужским зрителям он известен по хитовым спектаклям «12 стульев», «Золотой теленок» и «Гамлет», показ которых каждый раз проходит с аншлагом.
В этом году исполнится 40 лет с тех пор, как Роберт Манукян посвятил себя театральному искусству. Десять лет он был актером, затем начал заниматься режиссурой. Калужским зрителям он известен по хитовым спектаклям «12 стульев», «Золотой теленок» и «Гамлет», показ которых каждый раз проходит с аншлагом.