Казалось бы, обычная написанная маслом картина: осенний пейзаж, церковь, за ней домики. Вы перемещаетесь вправо – и домики на глазах удлиняются, на фасаде церкви появляется звезда, купол исчезает в клубах дыма, который только что казался облаком, – и перед нами уже паровоз, летящий на всех парах. «Светодинамизм» - так назвал свой изобретенный прием живописи калужский художник и писатель-фантаст.
Ожившие картины
- Эти картины надо рассматривать, передвигаясь слева направо, - поясняет их автор. – Эффект достигается за счет особого мазка жесткой кистью.Когда-то Тимур мечтал стать врачом, окончил химико-биологический класс 11-й школы. Однако планы изменились, после школы он отправился получать экономическое образование. И уже в институте понял, что хочет стать… писателем.
- В детстве мы с сестрой очень любили сочинять необычные истории, и вот это желание вернулось, - поясняет Тимур. – Мне было 20, с высоты сегодняшнего опыта могу сказать, что писал я плохо и первые рукописи, которые я отправлял в издательства, никто даже особо не читал.
Молодой человек оставил писательскую деятельность и начал обучаться… живописи. Азы художественного образования получил в студии известного калужского художника Садыха Багирова, затем – профильное образование в Москве, в Школе архитектуры и дизайна.
– Сначала рисовал по классике, но чем больше знакомишься с живописью, тем больше постигаешь ее возможности, – рассказывает художник. – И вот я однажды заметил, что если наносить мазки жесткой кистью определенным образом, то картина с разных ракурсов и при разном освещении выглядит по-разному. Создается оптический эффект, когда на полотне проявляются предметы, которые с другого ракурса не видны, либо один предмет «превращается» в другой.
С портретами техника «работает» еще интереснее: например, глядя на картину слева под углом, мы видим молодую девушку, но стоит посмотреть на нее с «правого» ракурса - и перед нами окажется взрослая женщина, прошедшая свой жизненный путь.
Никаких упоминаний о подобном приеме в живописи Суворкин не нашел и дал ему собственное название – светодинамизм. В 2018-м серия необычных картин экспонировалась на выставке в галерее калужского Дома музыки, после чего художник счел этот этап завершенным.
- Компьютер не заинтересован в коррупции – он заинтересован в том, чтобы выполнить поставленную задачу, а в моей книге его задача – сделать жизнь людей лучше. - Тимур СУВОРКИН
Надо ли бояться роботов
В 2022-м Тимур Суворкин познакомился в интернете с фантастической вселенной «Самосбор» - «изобретением» русских писателей. Фантасмагорическая вселенная представляет собой бесконечную «хрущевку», которая занимает всю Галактику и в которой люди живут по своим законам. Создавалась она разными писателями: каждый придумывал свой сюжет, населял странный мир своими героями. Идея не только увлекла Тимура, но и послужила толчком к созданию прозы, со своими героями и оригинальными сюжетами. В книгах восстание декабристов окончилось их победой, вырос мрачный город Петрополис, в помощь сыщикам была разработана киборг-сыщик Ариадна Стим.- Я пишу романы разных жанров: пост-апокалипсис, детская космическая фантастика, альтернативная история Российской империи, - рассказывает Тимур. - Альтернативная история сейчас очень популярна, к Российской империи у читателя большой интерес. Конечно, для этого надо хорошо знать историю.
Одна из проблем, которую писатель-фантаст стремится поднять в своих книгах, - это взаимоотношение человека и роботов. И, между прочим, совсем не демонизирует ни роботов, ни искусственный интеллект. Да, у сыщика-киборга Ариадны ужасный характер, а сбой в программе даже привел к человеческим жертвам – но в итоге она способна сработаться с человеком-напарником. А в романе «Над астероидами безоблачное небо» люди сами передали полномочия по управлению обществом искусственному интеллекту.
- Это очень даже удобно, и не стоит бояться такого будущего, - рассуждает Тимур. - Что до восстания машин… Мы боимся его в теории, при этом войны и восстания людей на Земле никогда не прекращались.
Жить «с пера»
Да, сегодняшний мир – это мир технологий, многие из которых, кстати, впервые появились на страницах фантастических произведений. А есть ли в нем место для творческих людей? Так уж важны в нашей жизни искусство и литература?- Меня часто спрашивают, можно ли жить «с пера», - улыбается Тимур, который является еще и руководителем частной художественной школы. - У меня много знакомых, которые на интернет-площадках распространяют свои книги. Некоторые из них зарабатывают на этом по миллиону в месяц, а некоторые – ничего. Если книга заинтересует издательство и писатель получит нормальный гонорар, то на две книги в год можно жить. Но, во-первых, надо заинтересовать издательство. А во-вторых, знать, о чем говорить, потому что нередко первая книга оказывается у писателя и последней.
КСТАТИ
Аналога изобретенному Тимуром Суворкиным жанру светодинамизма мы действительно не нашли ни в одном из источников, кроме… фантастического произведения. Вячеслав Рыбаков в своем романе «Дерни за веревочку» придумал вариохромику – направление в живописи, когда картина меняет сюжет при изменении спектра освещения. Получается, и здесь будущее было предсказано писателем-фантастом.
Аналога изобретенному Тимуром Суворкиным жанру светодинамизма мы действительно не нашли ни в одном из источников, кроме… фантастического произведения. Вячеслав Рыбаков в своем романе «Дерни за веревочку» придумал вариохромику – направление в живописи, когда картина меняет сюжет при изменении спектра освещения. Получается, и здесь будущее было предсказано писателем-фантастом.