Мир непознанных детей

Наталья ЛУГОВАЯ
26.10.2018 10:05
Каждый ребёнок – это отдельная планета. Чтобы воспитать, его надо понять и полюбить, уверены супруги Аторины из Ферзиковского района

Когда оба родных сына выросли и обосновались в Москве, Валентина Ивановна продолжала их опекать: звонила, интересовалась здоровьем, спрашивала, тепло ли одеты… Мечтала поделиться своей любовью и теплотой хотя бы с внуками. Мысль усыновить ребёнка была у неё давно, но озвучил её один из сыновей.

Воспитание любовью

- Почему сейчас много детей с болезнями, отклонениями? Потому что в семьях нет любви. Виновата телевизионная пропаганда: понятие любви заменили другим. Многие воспитываются в неполных семьях, в семье нет гармонии, не хватает мужской энергии.
Александр Владимирович по натуре философ: любит размышлять о проблемах бытия и воспитания, о сущности мироздания и религии… И, конечно же, много читает: сам – Александра Хиневича, детям – научную фантастику, тщательно подбирая сюжет. Вслух, по вечерам. Дети-погодки от 11 лет и старше – слушают с интересом.
Супруги Аторины познакомились в Ташкенте. В 1992-м им с двумя сыновьями пришлось перебраться в Калужскую область. Жить в общежитии областного центра не захотели: предпочли дом, пусть и плохонький, в селе Бронцы Ферзиковского района. Его и расширить можно, и коммуникации провести. Впрочем, никто и подумать не мог, что со временем под его крышей соберётся такая большая семья.
- Мне хотелось много детей, но времена были тяжёлые, - вспоминает супруга. – Решили, тут бы двоих на ноги поставить.
Но когда сыновья разъехались и дом опустел, Аторины поняли, что нерастраченной любви и энергии ещё очень много. А на свете столько детей, которые нуждаются в любви и ласке. Преодолев неловкость, Валентина поехала в опеку.
- Там начали расспрашивать, какого ребёнка хочу: внешность, национальность, - рассказывает она. – Я говорю: мне всё равно, лишь бы маленького.
Через некоторое время ей позвонили: в соседнем селе умерла женщина, оставив семимесячного сына. И аккуратно добавили: семья неблагополучная, там ещё мальчик двух лет и девочка – шести…
Забрав маленького цыганёнка Яна и его братишку Костю, Валентина Ивановна поехала в круглосуточный детсад за девочкой. На календаре было 7 марта, и женщину проводили в зал, где проходил праздничный утренник. Она вглядывалась в девочек, пытаясь угадать будущую дочку. Праздник кончился, дети кинулись к мамам с самодельными открытками – и перед Валентиной Ивановной возникло светловолосое прелестное чудо, протягивая самодельное сердечко.
- Катя? – растерянно сказала женщина, принимая девочку в объятия.
Малышка ошиблась: маму она видела редко, а некоторое сходство между женщинами было. Всё разъяснилось уже дома. Говорить о смерти мамы и утешать девочку пришлось приёмным родителям, которых она приняла сразу и безоговорочно.

Учить и учиться

Началась новая жизнь. Маленький Ян требовал внимания и ухода, Костя абсолютно не умел разговаривать и вихрем носился по квартире, сметая всё, до чего мог добраться. А красавица Катя, как выяснилось, обладала весьма строптивым характером. Всевозможных диагнозов у малышей был целый список.
- Сама плохо представляла, как я с ними справлюсь, - смеётся Валентина. – Но во мне столько любви и энергии было, будто лет десять назад отсчитали.
Родителям тоже пришлось учиться: привычные способы воспитания и общения с детьми не работали.
- Очень помогли консультации психолога, - рассказывает Валентина. – Нам объяснили: девочка недолюбленная, её надо «донянчить». И посоветовали приём: заворачивать в одеяло и качать, как маленькую. Так же и Костика. С книжками знакомились только в процессе игры…
Через год, когда многие вопросы решились и жизнь вошла в привычное русло, супругам позвонили из опеки: попросили забрать четырёх детей из семьи, в которой произошла трагедия. Через несколько месяцев мама ребят умерла. Так в доме появились Настя, Никита, Илья и крошечная Эля.
Пять лет назад детей стало восемь: в семью пришел Кирилл.
- Он у нас такой спортивный: и на футбол, и на борьбу – везде, - с уважением говорит отец.
- И учится отлично, - подхватывает Валентина Ивановна. – Подарок, а не ребёнок!
Главное в воспитании детей, говорят супруги, настроиться на их волну. Поначалу это сложно: каждый как отдельная планета.

Все в лес!

За 12 лет дом супругов преобразился: к единственной комнате прибавились ещё три, появились все удобства, летняя кухня, места для отдыха – стройка не прекращается.
- Муж у меня мастер на все руки: сварщик, электрик, водитель, - говорит Валентина. - Многое сам делает, ну и дети помогают по мере сил.
Самые тёплые воспоминания у семьи – о совместном отдыхе и путешествиях. Аторины регулярно участвуют в турслётах, выбираются на море, путешествуют по историческим местам. Каждая поездка – это возможность ещё больше сблизиться, узнать много нового и отвлечься от была.
- Быт – вообще опасная вещь, - считает мама большой семьи. – Когда всё налаживается, начинаем требовать чистоты, порядка. Это, конечно, правильно, но и слишком зацикливаться на этом нельзя, чтобы не вылилось в зло. Надо иногда всё бросить и уехать. Лучше всего – в лес: он даёт силы, и дети там другими становятся.

«Период становления»

Так Валентина Ивановна называет переходный возраст.
- Это не страшно, это надо пережить, - говорит она. – Сначала дети стремятся из дома, ленятся. А потом всё перемалывается - и возвращается на круги своя.
Опасность в том, что получать профессию их подростки отправляются в другой город. Пришлось приложить немало сил, чтобы старший, Никита, окончил многопрофильный колледж в Калуге. Зато сейчас он служит в ВДВ, с радостью возвращается домой, и личная жизнь налаживается, а ведь это и есть счастье, которое греет родителей. 17-летняя Катя учится в педагогическом колледже. Настя сама стала мамой и нянчит полугодовалую Арину, пока ещё в родительском доме.
Старшее поколение семьи – это бабушка Лидия Емельяновна.
Воспитывая таких разных ребятишек, Валентина Ивановна обратила внимание на пробелы, которые существуют в системе обучения «особых» детей, добилась открытия в школе адаптивного класса.
- Не все способны усвоить школьную программу, но их можно научить работать руками, - говорит она. – Кому-то особенности здоровья не позволяют трудиться без перерыва, значит, надо дать возможность работать в посильном темпе, чтобы они не ушли на «дно жизни». Ведь мы воспитываем детей для того, чтобы они нашли себя в этой жизни, стали нужными и счастливыми людьми.

Фото автора.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией